Личный сайт Потапова Сергея Николаевича
Главная | Регистрация | Вход
 
Вторник, 30.05.2017, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Политика [599]
Зкономика [88]
Социальные вопросы [68]
Акции КПРФ [112]
Культура [33]
Здравоохранение [10]
Образование [48]
Спорт [3]
Прочие вопросы [97]
Депутатская вертикаль [73]
Форма входа

Поиск

Расширенный поиск

Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2011 » Октябрь » 26 » Кандидат в депутаты ЗСО Селин Михаил Васильевич (продолжение)(центральный избирательный одномандатный округ №1))
Кандидат в депутаты ЗСО Селин Михаил Васильевич (продолжение)(центральный избирательный одномандатный округ №1))
12:37


Роль экономической науки в эволюции общественного сознания

The role economics in evolution social consciousness

Селин М.В., д.э.н., проф., зав. кафедрой экономики, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина

          Selin M. V., professor of economics, VGMXA

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые аспекты роли экономической науки в эволюции общественного сознания

The article represents key aspects of role economics in evolution social consciousness

С началом развития цивилизованного общества возникла система наук, которая изучает социум, т.е. общность людей характеризуемых единством условий  жизнедеятельности и их интересами. Бесспорно, к таким  наукам, изучающим общество, с этих позиций относятся: философия, история, политология,  психология, в том числе и экономическая наука в самом широком смысле слова. Каждая из них имеет свой предмет и объект исследования. Но если двадцать, тридцать лет назад  считалась, что философия является  основной методологической наукой в обществе, то в настоящее время такая точка зрения для части исследователей не является бесспорной.  Действительно, значительная группа  отдельных индивидуумов нашего общества - ученых тех же философов, историков, физиков, математиков ринулась в бизнес и в политику практически осваивать основные принципы науки «Экономикс», забыв про «основное ремесло».   Такие процессы в обществе превратили экономическую науку в тот движущий механизм, который формирует мировоззрение отдельного индивида и управляет его интересами, стимулами,  вызывает мотивы поведения. Отсюда и следует признать  тот факт, что  экономическая наука в настоящее время определенным образом влияет на эволюцию общественного сознания.

Вопрос о предмете экономической теории остается до сего  дня  спорным в экономической науке. Дискуссии среди экономистов в этой области продолжаются и в настоящее время. Дело в том, что от взгляда на эту  проблему зависят область предмета  и объекта исследования, система методов его изучения, направлен­ность практических предложений.  По этому поводу известные американские экономисты С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи  твердят, «А является ли экономика наукой?» поскольку нет единой точки зрения по данному вопросу. Сколько экономистов, столько и мнений и настаивают на той точке зрения, что «Экономика - это дисциплина, изучающая каким образом общество  с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Это определение отражает тот факт, что проблемы выбора в экономике, т.е. принятия решения решений об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей и желаний, настолько обыденны, что сталкиваясь с ними, мы чаще всего не замечаем этого»1. Это мнение разделяет А.С. Булатов: «Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны…Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограничены, и поэтому их надо использовать как можно эффективно»2 . Есть и более оригинальная точка зрения. О. Ю. Мамедов считает, что «Современная экономика – бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью; это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха».3

?

Однако исторический опыт человечества позволяет сегодня достаточно более глубоко рассматривать этот вопрос. Анализ фактов в их исторической последовательности  и логика развития общества позволяет нам достаточно объективно подойти к рассмотрению этой проблемы. Первоначальное представление о предмете экономической теории связано с экономическим учением древнего мира, которое определяло экономику как науку о богатстве, науку об умении налаживать состояние, делать деньги. Мыслители средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения. Классическая английская школа расширила предмет экономической теории до исследований условий производства,  накопления, распределения.  А. Смит (1723—1790) определял предмет экономической теории как изучение природы и причин богатства народов.  Д. Рикардо (1772—1823) связывал предмет экономической науки с распределением доходов и выяснением законов распределения. Дж. Стюарт Милль (1806—1873) считал, что для экономической теории  представляют интерес объективно действующие законы, касающиеся действий людей, нацеленных на производство богатства. Богатство нации отождествлялось им с массой созданных товаров. Основная заслуга концепций марксизма, возникших в противовес классической английской школе — усиление социальной направленности экономической теории. Так, К. Маркс (1818—1883) и Ф.Энгельс (1820—1895)  видели в качестве основной задачи экономической теории выяснение природы общества как социума, его эволюцию. Предмет изучения экономической теории марксизмом связывается с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления ими материальных благ. Такие отношения, по мнению классиков марксизма, называемые производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов, согласно марксизму, и является задачей экономической теории. В основе изучения общества в теории марксизма лежит метод материалистической диалектики, что в конечном итоге в дальнейшем позволило определить функции экономической теории,  изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

 Ряд отечественных экономистов, в частности Абалкин Л. И., Медведев В.А., Ожерельев О.И. и другие разделяют именно эту точку зрения и считают, что экономическая теория выполняет четыре взаимосвязанные функции: идеологическую, познавательную, методологическую, практическую2. На их взгляд экономическая теория тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему и механизм их действия.  Важно не только рассматривать систему экономических законов, их взаимосвязь и проникновение,  выявлять причинно – следственную связь экономических явлений и процессов,  но и использовать эти знания в управлении социально- экономической системой. «Она призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества»2. Экономическая теория выступает как фундаментальная научная основа сознательного регулирования и управления процессом воспроизводства. Роль познавательной функции по мере развития экономики и экономической теории возрастает. В рамках современного  общества правящие круги опираются в своей деятельности на разработки и достижения экономической теории. Однако реальная действительность указывает на то что,   управление общественным производством  не имеет всеобъемлющего характера и  сохраняет в определенном отношении стихийный, неконтролируемый характер. Решение социально – экономических проблем имеет тенденциозную направленность, противоречащую интересам отражения действительности.

Общество, используя познавательную функцию экономической теории, может реально отражать реальную действительность в виде экономических категорий, выявлять и разрешать  противоречия в экономике и на этой основе грамотно строить социально- экономическую политику государства.

Экономическая теория выполняет исключительно важные и ответственные познавательные задачи:

 исследует и раскрывает направления преобразований производственных отношений;

 разрабатывает механизм реализации действия экономических законов;

определяет направления всесторонней интенсификации производства в научно-технической революции в обществе.

Таким образом, познавательная функция экономической теории предстает как важнейшее теоретическое оружие господствующего социального слоя населения и таким образом выполняет идеологическую функцию. «Она имеет первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, передового политического и экономического сознания масс... Идеологическая действительность политической экономии тем выше, чем полнее и глубже отражает ее, а главное, чем надежнее обосновывает пути решения насущных проблем и точнее отвечает на жгучие вопросы современности».2 

Полученные результаты теоретического анализа обобщаются и в последующем реализуются на практике, что в конечном итоге проявляется: в поиске наиболее эффективных форм и методов использования объективных экономических  законов; в разработке научных основ экономической политики и управления экономикой; в создании и отработке механизма реализации экономических законов в обществе. Практическая функция экономической теории как науки связана с конкретизацией ее теоретических  выводов, с проверкой их истинности на практике.

При таком подходе исследователей экономическая наука к числу наиболее актуальных задач, выдвинутых практикой и нуждающихся в теоретической разработке, относит: оценку состояния и тенденций развития современных производительных сил в НТР; исследование отношений собственности во всем многообразии форм и методов ее реализации;    обоснование  цели развития производства;        

определении роли государства в управлении;

 создание теории экономического роста на интенсивной основе  и путей повышения эффективности производства; взаимосвязи природы и общества, темпов и пропорций, структуры и оптимальной организации общественного производства;        

разработка целостной концепции  функционирования рыночного хозяйства с учетом всех его компонентов, относящихся не только к экономике, но и к другим областям общественной жизни.

И с этих позиций экономической теории присуща еще одна функция – методологическая.  Она выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса наук – отраслевых, функциональных и находящихся на стыке различных отраслей знания.

 Другая часть отечественных экономистов придерживается  в своем мировоззрении  основополагающих теоретических принципов современной западной экономической теории, которая связана с господством трех школ: Венской, Лозаннской и Кембриджской. Основная заслуга этих школ — осуществление маржиналистской революции в форме  анализа и синтеза всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, выделения проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической теории они видят исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Дж. М. Кейнс (1883 – 1946) считал, что экономическая теория изучает, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование, ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма. В центре внимания монетаристов находится механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

Ряд отечественных экономистов, в частности И.П.Николаева6, В.Д. Камаев7   отмечают, что в разные периоды развития цивилизации в отношении предмета исследования  экономической теории были разные взгляды. Однако, наиболее распространенное, определение предмета экономической теории относится к концу ХIХ — началу ХХ вв. и связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей. В фокусе внимания экономистов находится проблема выбора направления использования редких благ. В.Д. Камаев пишет: «Предметом экономической науки является поведение людей в процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им. Целью здесь выступает  достижение максимального удовлетворения безграничных потребностей человека на основе обеспечения прибыли».

Однако, если рассматривать эту проблему с точки зрения развития современной цивилизации, то согласиться с этими утверждениями вряд ли возможно и вот почему:

- нельзя экономическую науку сводить только к функциональному анализу, что вытекает из представления автором выше изложенных концептуальных положений;

- поскольку общество есть определенный социум в рамках изучения предмета экономической теории, то не может быть исключен социально- экономический анализ, которым авторы исследования явно пренебрегают.

Марксизм как экономическое течение доказало, что основной движущей силой развития цивилизации являются производительные силы общества в основе которых лежит личностный фактор производства и вещественные  элементы материального мира. Мировоззрение, социум  формируются именно под  воздействием условий жизнедеятельности человека. Игнорирование этих фактов и обстоятельств экономической теорией сводит предмет ее изучения к  схоластике – поверхностному суждению, бесплодному умствованию, оторванным от жизни знаниям.   

Наш богатый исторический опыт тому подтверждение. Вместо продуманной социально – экономической политики государства принимается масса различных программ по тем или иным направлениям развития общества, которые в конечном итоге не выполняются.

 Президент России Д. А. Медведев выдвинул идею в части модернизации общества. Однако, в нашей истории до того было проведено по крайней мере три крупных модернизации  в период царствования Ивана Грозного и Петра I и в период индустриализации страны в середине XX века. Для всех трех этих периодов модернизации характерна жесткая вертикаль власти, принуждение к труду и значительная социальная опора власти в обществе. Имеет ли сегодня президент такие возможности? Бесконечные реформы, проводимые в России, под какими бы лозунгами они не проводились, особенно в последний период времени привели к апатии граждан России и   нанесли колоссальный урон воспроизводству генотипа нации. А отсюда следует, что те методы управления, которые применялись ранее, не могут быть использованы при реформировании Российского общества, поскольку нет ответа на вопрос, что нужно сотворить с Российским обществом, чтобы наша нация уважала не только себя, но была уважаема  в мировой цивилизации. Ответ один и простой. Нужна не модернизация общества, а как ни странно «модернизация»  общественного сознания! По этому поводу в 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи советской власти»8, утверждал, что «Русский человек –  плохой работник по сравнению с передовыми  нациями», указывая на низкий уровень сознания среди пролетариата. Что изменилось за почти прошедшее столетие? И особенно за последние два десятка лет? Где место России в современном мире, не смотря на титанические усилия нашего народа в части модернизации общества? Превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран, в том числе и Китая? Да!  Чем можем порадовать себя? Низкой производительностью труда и низким качеством продукции, порождаемой низкой   технологической, так и производственной дисциплиной, отсутствием интереса к работе граждан России, сносным уровнем жизни населения? Да? Список негативных тенденций, присущих нашему обществу  можно продолжить! Не заметить этого нельзя. «Ибо промедление», не решение этих проблем – «смерти подобно» для граждан России!    

Следует признать, что современная экономическая наука, концептуальные положения которой реализуются на практике,  не только не лечит, но и в то же время калечит общество. В основе экономической политики государства проповедуется либерализм в форме монетаризма. Единственное, что внешне беспокоит нынешнее руководство страны это темпы инфляции  в экономике. Однако, именно правительство РФ стимулирует в течение последних лет рост цен на продукты и услуги естественных монополий, задавая спираль инфляции. В итоге это выгодно бизнесу, который использует инфляцию как средство обогащения, правительству, поскольку растут макроэкономические показатели, в частности ВВП страны, за счет роста цен в экономике, а в итоге создается мнимый образ всеобщего благоденствия.

 А отсюда следует вывод, что экономическая наука должна выполнять не только идеологическую, познавательную, методологическую, практическую, но и  созидательную функцию!

      В чем же суть созидательной функции экономической науки? Конечно, необходимо сформулировать  цель развития общества.  И на первый план,  выдвигается не прибыль, золотовалютные резервы страны как самоцель, а развитие всесторонне развитой личности, формирование социума. Сложно понять министра финансов правительства РФ А. Кудрина и его наставника в лице научного руководителя ВШЭ д.э.н. Е. Ясина, которые считают, что нефтедоллары нужно только складывать в «кубышку», то есть пополнять золотовалютные резервы страны и не следует использовать их в экономике, поскольку они разгоняют инфляцию. Какой из этого прок? Известно, что за последние 8 лет основные резервные валюты доллар и евро  обесценились соответственно  на 25% и 23%. И остается только гадать, на сколько эти валюты обесценятся в будущем, поскольку в усиленном порядке печатаются сегодня и доллар и евро. Таким образом, РФ в этих условиях является донором развитых стран. В то же время реальный сектор экономики не может пользоваться кредитными ресурсами банковской системы в виду очень высоких ставок по кредитам. Почему бы не наладить обмен ресурсов между РФ и ЕС, США  на новейшие технологии, ноу-хау, которые бы реально подстегнули НТР в стране? Говорят нельзя. Государственный сектор экономики не эффективен. Предприятия его обещал президент РФ Д.А.  Медведев на экономическом форуме в Давосе приватизировать и выручить за это несколько десятков миллиардов долларов. И  в частный бизнес, как утверждает А. Кудрин, эти финансовые ресурсы вкладывать не следует, поскольку он ворует. Вот незадача. Между тем как правильно отмечает В. Попов «В экономике нет однозначных свидетельств большей эффективности частного сектора в сравнении с государственным. Зачастую более «приватизированные» экономики не показывают лучших результатов, чем экономики со значительной долей госсектора». В настоящее время доля частного сектора в России оценивается в 65%, т.е. примерно столько же, сколько и в восточноевропейских странах. Из всех постсоветских республик только в Белоруссии, Узбекистане и Туркменистане доля госсектора сохраняется на уровне более 50%. За последние 20 лет рост производства в этих трех странах, в сравнении с предкризисным пиком (1989 годом) составил 50% и более. В то время как в более «приватизированных» странах рост ВВП в 1989–2009 гг. едва дотягивает до положительной величины, а то и вообще отрицательный. К примеру, на Украине — минус 40%».9

 В 1929 – 1934 гг. в СССР существовал голод в виду отсутствия в достаточном количестве продовольствия. Часть зерна целенаправленно продавалась за границу в обмен на валюту, которая использовалась на закупке технологического оборудования для индустриализации страны. Приводятся цифры подтверждающие факты гибели 7 млн. чел. В СССР. Трудно эти действия руководства нашей страны чем либо оправдать. Однако, следует учитывать и тот факт, что вряд ли могла быть обеспечена победа СССР в годы ВОВ, если бы была не создана за предвоенный период военная мощь государства и как сегодня чувствовали бы себя сегодня народы населяющие современную Россию. Страна продает нефть, газ, металлы, зерно, занимается «скопидомством», а ее руководство ничуть не беспокоит нынешнее  состояние  страны. Как можно квалифицировать эти действия. Что скажут будущие поколения об этом периоде «выживания» страны?

   Однако, не будем углубляться в детали. Поговорим по существу. Действительно, что определяет жизненный тонус нации? Здравый смысл подсказывает, что это высокий жизненный уровень населения, то есть качество жизни, что может быть достигнуто в результате созидательного труда на себя  и общество. Что определяет качество жизни? Конечно качество товаров и услуг! Естественно, товары должны быть дешевыми,  доступными по цене, а значит, надо снижать издержки на их производство. Товаров должно быть достаточно,  следует повышать производительность живого труда! Все три показателя в рамках экономической системы, в том числе и при капитализме увязаны воедино. И причем тут прибыль? Что мешает реализовать нам этот механизм  на практике? Механизм действия этих законов носит объективный характер в системе капитализма, но проявляется они в стихийной форме. Периодически повторяющиеся разорительные кризисы суть капиталистической системы хозяйствования.   А отсюда следует вывод: бесспорно, капитализм как экономическая система дал мощный толчок к развитию производительных сил существующей мировой цивилизации, но время его существования не безгранично! И решение назревших вопросов в Российском обществе возможно только при  придании экономике функции созидания, т. е. смене экономических отношений!

 Начатые экономические  преобразования в 60 - е годы XX века в РФ, которые проводились в течение почти 50 последних лет, в конечном итоге клонировали капитализм в России, как новую забытую старую экономическую систему, которая в конечном итоге превратилась в идею фиг-с с тяжелыми социальными последствиями для подавляющей массы населения страны.

 

литература

 

  1. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2- го изд. – М: «Дело ЛТД», 1993.- 864 с.
  2. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. д –ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М: Экономистъ, 2005. – 896 с.
  3. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002 -544 с.
  4. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др.- М.: Политиздат, 1998. – 735 с.
  5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов . В 2-х книгах. Кн.1. . Москва: Гуманитарно издательский центр ВЛАДОС,  1996, 656 с.
  6. Экономическая теория. Учебник. //Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 1998.
  7. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М. : «Владос», 1994. – 384 с.
  8. Ленин В.И. « Очередные задачи советской власти». ПСС 5 - ое изд., т. 36
  9. В. Попов «Приватизация в теории и на практике» http://opec.ru/text/1345942.html
Просмотров: 408 | Добавил: Дока | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Архив записей
Друзья сайта
  • Газета "Правда"
  • ЦК КПРФ
  • Газета "Советская РОссия"


  • Новости от "Правды"

    Новости от "Советской России"


    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Корзина
    Ваша корзина пуста

    Copyright Вологодский областной комитет КПРФ © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Locations of visitors to this page