Компартия Российской Федерации направила в рабочую группу по подготовке Госсовета по вопросам совершенствования политической системы свои предложения, состоящие из 17 позиций. Первый блок предложений «Крупные болевые точки в законодательной базе» состоит из 5 позиций. Назову главные с нашей точки зрения.
Во-первых, КПРФ убеждена, что необходимо скорейшее принятие Федерального закона «О гарантиях оппозиционной деятельности». Наша партия уверена, что этот закон не должен быть рамочным, так как рамки для оппозиции и так создает Конституция РФ. В этом законе должно быть:
- четкое определение оппозиционной деятельности и те нормы, которые защищают право граждан заниматься оппозиционной деятельностью, не боясь давления ни на службе, ни со стороны правоохранительных органов. Только легальные формы гражданской оппозиционной деятельности являются основой укрепления политической системы страны. - пользоваться на равных условиях с политической партией, имеющей большинство мест в Госдуме РФ или Законодательном Собрании субъекта Федерации, средствами массовой информации с государственным и муниципальным участием. Сегодня данные СМИ на 100 процентов используются только правящей партией, словно их партийные издания, что создает в глазах общества ощущение безальтернативности избранных депутатов, тормозит их ротацию.
- включить в обязанности государственных и муниципальных органов обеспечение права на оппозиционную деятельность. Данные органы должны воспринимать оппозицию не как «врагов страны», а как полноправную часть общества с активной позицией. - ввести норму о том, что ни граждане, ни политические партии, занимающиеся оппозиционной деятельностью, не могут быть привлечены к ответственности за распространение идей и убеждений, не совпадающих с государственной и муниципальной политикой.
Во-вторых, считаем своевременным и оправданным переход на пропорциональную систему выборов депутатов законодательных органов во всех субъектах РФ. Практика последних пяти лет показала, что в условиях сложившейся партийной системы выборы депутатов по округам работают исключительно в интересах кандидатов, обладающих огромными финансовыми и административными ресурсами. Фракция КПРФ и ЛДПР подготовили такие изменения в областной закон и внесут его на рассмотрение сессии областного Собрания.
В-третьих, нужно законодательно запретить, чтобы списки в регионах возглавляли действующие губернаторы. Польза для «партии власти» не стоит того, чтобы в грубой форме вводить в заблуждение избирателей, снижая тем самым уровень правовой культуры и дискредитируя институт выборов. Совершенно очевидно, что глава региона во главе списка одной из партии становится лицом, заинтересованным в совершенно конкретном результате выборов. И это подчиняет работу всех структур региона достижению данной цели.
Второй блок предложений «Техника выборов (законы и практика)». Обозначу также главные из этих предложений.
Первое. Необходим запрет на издание внутриведомственных распоряжений бюджетных учреждений (особенно силовых ведомств) о порядке голосования сотрудников и на любые другие формы подобных установок. Политический выбор под страхом быть уволенным или не получить премию является механизмом, ослабляющим политическую систему.
Второе. Остро стоит проблема включенности МВД в выборный процесс. Сегодня укоренилось восприятие оппонентов «партии власти» как правонарушителей с соответствующими мерами в их адрес. В функции сотрудников МВД не входит вмешательство в действия наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом от политических партий, а также представителей избирательных штабов партий. У сотрудников МВД совершенно другие функции и они должны быть четко указаны в нормативных документах МВД.
Третий блок «Атмосфера в политической системе».
Сегодня необходимо добиться в обществе понимания несовершенности судебной системы как исключительной инстанции, решающей споры политических партий. Суть нашей позиции состоит в том, что сегодня суд приравнивает интересы «партии власти» к интересам государства. Мы считаем, что нужна политическая воля по созданию условий для объективного суда в вопросах партийной конкуренции. Вторая проблема – доступ к эфиру. На федеральном уровне принятые поправки улучшили ситуацию с доступом оппозиции к эфиру. А на областном уровне ситуация иная. Это подтверждают и данные Центральной избирательной комиссии о предоставлении эфира в 4 квартале 2009 года. Так, все 4 фракционные партии, включая и «Единую Россию» получили по 21 минуте на областном телевидении и по 11 минут на областном радио. Спрашивается, кто в такое «равенство» поверит? Поэтому убеждены, что нужен областной закон о равном доступе политических партий к областным государственным и муниципальным СМИ. И мы уже работаем по подготовке такого законопроекта. Считаем, что в этом законе должны найти свое место политические дискуссионные программы с одинаковыми правами у всех выступающих и без ведущего, политизирующего собственную работу и позицию. Позицию должен определить зритель и слушатель, а также читатель газеты. Важным в этом законе считаю прописать как форму отчет руководителей партий с возможностью монолога. Такие отчеты руководителей партий могут быть в новой программе «Слово оппозиции». В такой программе мы видим элемент общественного телевидения и способ укрепления авторитета не только оппозиции, но и власти, которая не боится предоставлять слово своим оппонентам. Это главные, на взгляд коммунистов, вопросы, которые необходимо обсуждать и дальше как на федеральном, так и на региональном уровне.
Кроме того, считаем, что в областное законодательство о выборах назрели следующие поправки:
1. Снижение проходного порога с 7 до 5 процентов;
2. Уменьшение предельного размера избирательного фонда кандидатов и избирательных объединений в 2 раза.
3. Сокращение оснований для голосования избирателей вне их избирательного участка;
4. Введение обязательного минимального порога явки избирателей на выборах всех уровней;
5. Введение в избирательный бюллетень строки «против всех»;
6. Отмена досрочного голосования;
7. Применение открепительного удостоверения только в исключительных случаях;
8. Изменить порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, исключив возможность избрания представителей муниципальных и государственных органов власти.
|