08.12.2010 Мария ПАНОВА.
Их обманывает государство, они обманывают государство. Статистика, высосанная из пальца. И ни во что и никому не верящие граждане. Вот что сегодня зовется безработицей.
КАК СЕГОДНЯ в России обстоят дела с занятостью населения, не знает никто. Если смотреться в зеркало Росстата, мы увидим благостную картину, но стоит оглянуться вокруг — и «крыша едет» от несовпадения увиденного и прочитанного. Конечно, многое зависит и от географической точки, в которой находится наблюдатель. Одно дело Москва, где, собственно, и сконцентрировался весь российский рынок труда, другое — областной центр вроде Иванова или, того хуже, центр районный. Что уж говорить о небольших населённых пунктах, где рынок труда существует в форме трудовой миграции на столичные стройки или обслуживаний нефтяной трубы в Сибири.
Правда, и статистикам иногда, хотя бы для приличия приходится признавать, что не всё замечательно. Так, согласно данным Росстата, в октябре нынешнего года по сравнению с сентябрем число безработных в России увеличилось на 80 тыс. человек — с 5,03 млн. до 5,11 млн. Средний возраст российского безработного составляет 35,5 лет. Безработным при этом считается тот, кто не имеет ни работы, ни доходного занятия, находится в поиске работы и готов к ней немедленно приступить. Число людей, которые по такому критерию не имеют работы, оказалось в три раза выше зарегистрированных на бирже труда. Росстат предпочитает объяснять это не тотальным недоверием населения к так называемым биржам труда, но «предпочтениями российских безработных в способах поиска работы»: 55,5% из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости. Но полюбопытствовать, почему так происходит, государственная социология не торопится.
А между тем из тех, кто когда-либо связывался с государственной «помощью» в поисках работы и, что немаловажно, реально хотел работать, найдется мало желающих повторить эту процедуру. Стояние в бесконечных очередях только для того, чтобы встать на учет. Беготня за многочисленными справками и бумажками. Попытка доказать, что «ты не верблюд». И в результате — мизерное пособие, которого едва хватает на проезд. Да еще беготня два раза в месяц по работодателям, которым ты не нужен, потому что бюро по трудоустройству чаще всего оперируют устаревшими базами данных или реальные работодатели, внесённые в нее, предлагают зарплату, на которую и кошка не в состоянии была бы прожить.
Таким образом, биржи труда зачастую стали прибежищем отнюдь не жаждущих трудиться. Многие из официальных безработных исходят из простого соображения: пусть копейки, но почему бы на халяву не иметь хоть такую добавку к своему бюджету. Таких халявщиков две категории: совершенные лентяи, которым лишь бы не работать, и представители «теневой» экономики, которые где-то работают «без трудкнижки», то есть нигде не засвечиваясь и освобождая своего работодателя от уплаты налогов.
Таким образом, государство обманывает своих граждан, граждане обманывают государство. И все такой ситуацией довольны. За исключением, конечно, реальных безработных, которые из этой стройной конструкции как раз и оказываются выкинутыми.
Иногда государство всё же предпринимает некие ленивые действия, чтобы отловить безработных мошенников. Так, недавно во Владимирской области Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура провела проверку «использования бюджетных средств, выделяемых в целях содействия занятости населения в рамках областной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда во Владимирской области». И установила, что в рамках реализации этой программы государственное учреждение «Центр занятости населения города Гусь-Хрустального» заключило 96 договоров с лицами, желающими открыть собственное дело. Прокурорская пресс-служба мечет громы и молнии: «При этом значительное число граждан, получивших субсидию в размере, превышающем 58 тыс. рублей, израсходовали ее не по целевому назначению, а на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов питания, организацию торжественных мероприятий, приобретение бытовой техники и др.». Например, 29-летний житель Гусь-Хрустального получил указанную субсидию для организации деятельности по оказанию транспортных услуг. Однако полученные деньги были потрачены не по назначению, а на оплату съёмного жилья и приобретение продуктов питания. Прокурор обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с гражданина потраченной нецелевым способом субсидии, и суд удовлетворил требования прокурора.
Диву даешься степени лицемерия наших госслужб. Неужели, изначально выделяя по 58 тысяч рублей, кто-то из чиновников был уверен, что на эти деньги можно реально открыть своё дело? Несчастный 29-летний житель Гусь-Хрустального, по-видимому, считал, что бессмысленность этого видна любому здравомыслящему человеку, и надеялся, что бросающие ему эту подачку закроют глаза на то, что он эти деньги просто проест. По-видимому, молодой безработный впервые в жизни смог сытно наесться. Можно было бы порадоваться за него, если бы теперь не пришлось ему испытать всю тяжесть нашей судебной системы.
Прокурорских работников, конечно, тоже можно понять. Ведь уже никто не удивляется, когда в криминальной сводке мы слышим такое: «С заявлением об угоне автомобиля «Бентли Континенталь» в милицию обратился 25-летний неработающий москвич. Стоимость иномарки около 6 млн. рублей». Интересно, хоть кто-то поинтересовался, откуда у неработающего гражданина такая машина? Риторический вопрос. Ведь гораздо легче схватить голодного безработного, проевшего 58 тысяч, чем гоняться за действительными преступниками.
Игра в «безработицу» продолжается: все обманывают всех. И никто не знает действительного положения дел.
по материалам газеты "Правда"
|