Интересно читать российскую Конституцию. И даже
весело. В статье 3, например, говорится: «...Единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Переводя эти слова с юридического языка на нормальный, это означает,
что воля народа – закон для всех органов власти, существующих в стране.
Власть должна делать не то, что ей нравится, а именно то, что хочет
народ как единственный источник власти. (Между прочим, отсюда возникло
и понятие «враг народа», которое придумали вовсе не большевики, а
революционные французы: враг народа тот, кто игнорирует волю народа.) Но
кто против Конституции? Вообще-то никто. Однако обратите внимание на
интересную закономерность. В нашем демократическом государстве
(демократическое – это первое определение РФ по той же Конституции)
как-то так повелось, что власти упорно игнорируют именно мнение и волю
народа. Началось это, пожалуй, еще с референдума по сохранению Союза
ССР, когда 72% населения сказали Союзу «да», а что сделали власти? И
далее пошло-поехало. Народ был против капитализма, но ему его навязали
обманом. Народ был против купли-продажи земли – навязали куплю-продажу.
Народ был против разрушения на селе коллективных хозяйств – навязали
фермерство (при нашем-то климате!) Народ бы против монетизации льгот –
проигнорировали. Народ выступает против одностороннего разоружения
России, а в итоге армию превращают в комендантскую роту под
руководством министра Сердюкова, одна фамилия которого деморализует
личный состав Российской армии. Но кого-то, видимо, воодушевляет. И
вообще что касается одиозных личностей, то тут картина игнорирования
воли людей выглядит особенно красочно. Народ уже звереет при одной
фамилии Чубайс (что, власти этого не знают?), а в итоге Чубайса ставят
с одного судьбоносного участка развития государства на другой. Теперь –
на нанотехнологии. Или взять того же непотопляемого Зурабова, не к ночи
будет упомянуто его имя!.. Ну и что с того, что у народа от названных
(как и многих других) деятелей уже сыпь по коже? Главное, что они
устраивают власть. И наконец о предмете данной статьи. Россия
буквально встала на дыбы против введения ЕГЭ (Единого государственного
экзамена). И как власть на это отреагировала? Она выкрутила руки всякой
там «общественности» и продавила-таки эту идею на уровне закона и
массовой практики. Люди просто шокированы этой мерой, думают: как же
можно совершать такую ошибку? Она же и очевидна, и фатальна. Ведь ЕГЭ в
сущности делает ненужной школу вообще: натаскать на ЕГЭ можно и дома,
используя тех же репетиторов. А кто сказал, что это ошибка? ЕГЭ
вовсе не ошибка, а сознательная политика и воля власти, противоречащая
воле собственного народа, но отвечающая воле зарубежных противников,
или, скажем мягче, конкурентов России. Ведь чем будет определяться
лидерство государств на международной арене в обозримой исторической
перспективе? Нет, не уровнем развития экономики и не уровнем развития
науки и техники и даже не модными ныне нанотехнологиями. Все
перечисленное не первично, а вторично или даже третично. Лидерство
государств будет все более определяться качеством образования.
Следовательно, сфера образования – это также и сфера «военных действий»
(конкуренции) между современными государствами за лидерство на планете. ЕГЭ
– одно из мощнейших орудий в этой конкуренции. И по России пальнули
именно из этого орудия. Оно похоронит наше образование и уже хоронит
его. А вместе с образованием будут похоронены и перспективы России на
будущее. Нет, никогда ей теперь не лидировать в мире. И даже нельзя
думать об этом. ЕГЭ – это торпеда, пущенная и попавшая в борт корабля
нашего государства. Это одновременно и глупость, и преступление против
настоящего и будущего страны. Таков, на мой взгляд, подлинный смысл
введения ЕГЭ – лишить Россию надежд и перспектив на возрождение. Мощь
этого оружия – в его коварстве, ведь оно преподносится как громадный
прогресс в образовании. С каким же жаром эта мера отстаивается
А.Фурсенко и его министерством! Залюбуешься. Это ввергает в смущение
даже убежденных противников ЕГЭ. У них возникает сомнение в своей
правоте, ломается воля. Люди думают: там же, наверху, сидят неглупые
люди, неужели они не понимают всей пагубности ЕГЭ? Значит, никакой
угрозы нет... А она более чем реальна. Не секрет, что России давно
отведена роль сырьевого придатка в буржуазном мире. А чтобы качать газ
и нефть, не нужны ни Ломоносовы, ни Менделеевы, ни Королёвы. Потому-то
русским хватит образования и на уровне ЕГЭ. Спрашивается, к примеру,
смог бы тот же С.П.Королёв сконструировать ракету, поднявшую
Ю.А.Гагарина в космос, если бы он учился в рамках ЕГЭ? Почему же ЕГЭ
так разрушителен для образования? Потому что он «бьет» мимо целей
образования. Ведь в чем главная цель образования? Сошлюсь (на удивление
себе и читателям) на выступление Барака Обамы во время его визита в
Москву в июле 2009 года. Так вот этот американский президент взял и
заявил, что будущее определяется не оружием, а креативностью сознания
людей, чем, думаю, пристыдил и наших сторонников ЕГЭ, и саму его идею.
Значит, цель образования – креативная (творческая) личность? Именно
так. Но разве ЕГЭ работает на эту цель? Никак нет. Ведь ЕГЭ
предполагает угадывание правильного ответа, в лучшем случае – его
знание. Но, спрашивается, где и когда жизнь предлагает человеку для
выбора несколько ответов? Разве что в передаче «Кто хочет стать
миллионером?». В остальных же случаях жизнь предлагает нам одновременно
несколько загадок. И ни единого ответа. Найти ответы на поставленные
загадки может только креативная личность. ЕГЭ же предполагает, что
верный ответ на поставленный вопрос уже есть. Угадай его, раз уж не
знаешь, – и все дела. Но ведь такой уровень образования – самый
примитивный. Это возврат к человеку умелому, обитавшему 2 млн лет
назад. Сегодня же человек, особенно инженер, исследователь, ученый,
педагог, повторяю, сплошь и рядом сталкивается с проблемами, не
имеющими ответов. Ответ нужно найти в себе самом – сотворить его. Тут
нужен поиск, эксперимент, готовность к неудачам, упорство, отчаяние,
новый эксперимент и т.д. Таковы реальности жизни и профессиональной
деятельности. Они никак не вписываются в возможности и цели ЕГЭ, а
вписываются в то, о чем сказал Обама, – в креативность сознания. Доказывать
вред ЕГЭ – ломиться в открытую дверь. Но приходится, раз уж нас
постигла эта катастрофа. Зададим в этих целях, в дополнение к
вышесказанному, несколько вопросов на размышление. Разве СССР стал бы лидером мирового образования благодаря ЕГЭ? Насколько ЕГЭ отражает традиции российского образования? Разве не является ЕГЭ грубым и циничным отрицанием лучших достижений педагогической науки, опыта педагогов-новаторов? (Известно,
что США являются лидером в реализации ЕГЭ, но разве США – лидер
мирового образования? Они скупают мозги по всему миру, не отравленные
ЕГЭ, потому-то вроде бы и «лидируют» в образовании.) Разве не правда, что творческая личность на любые вопросы ЕГЭ ответит скорее всего по-своему и тем самым провалит экзамен? Разве
ЕГЭ – лишь конечный этап в обучении школьников (эпизодик маленький)?
Нет, это мера системного характера, которая ломает всю парадигму
школьного образования, и особенно мотивацию обучения детей. Разве
итоги за 2009 учебный год оправдали надежды на ЕГЭ? Удивительно, но
лучшие результаты по знанию русского языка показали не русские
школьники – это как понимать? Высшие учебные заведения завалены
заявлениями на поступление от детей-инвалидов, получивших инвалидность
почему-то именно в апреле–мае 2009 года. Это не признак ли коррупции? А
ведь сторонники ЕГЭ рвали на себе рубашку, доказывая антикоррупционную
направленность этого средства. На деле же к прежним формам коррупции в
образовании ЕГЭ добавил новые. Кто-то скажет: что толку рассуждать о
вреде ЕГЭ, если решение уже не изменить? На этот, конечно, «интересный
вопрос» я бы ответил так. Во-первых, почему же не изменить, если,
как учил Гераклит, все течет, все изменяется. Надо использовать все
доступные общественности формы борьбы за отмену этой глупости, а не
складывать крылышки. Молчание по поводу ЕГЭ равносильно соучастию в
преступлении. Еще более мерзко в угоду властям расхваливать эту меру. Во-вторых,
ЕГЭ можно и игнорировать, в том смысле, что он все же не запрещает
педагогам проводить занятия интересно, творчески, вдохновенно, имея
целью формирование именно творческой личности. Наконец, в-третьих,
нужно и школьникам разъяснять, что они учатся не для ЕГЭ. Дети не хуже
взрослых должны понимать, что ЕГЭ – патология в образовании. Под
давлением фактов – чудовищного падения качества образования – власти в
конце концов будут вынуждены отменить его как одну из грубейших
ошибок-преступлений в деле созидания будущего страны. Этой бы
«ошибки» не произошло, если бы российские власти, наконец, поняли
простую истину, что глас народа – глас божий. Если бы они, наконец,
поняли, что нужно реализовывать волю народа, а не игнорировать ее. Если
бы они читали на ночь Конституцию Российской Федерации, где сказано:
народ – единственный источник власти. Возможно, именно ЕГЭ, наконец-то,
и убедит власти в мудрости народа, с которой нельзя не считаться. Это
бы и стало главным уроком ЕГЭ, единственно полезным его результатом.
Н. БОНДАРЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент.