2. Главный порок послания – оторванность национальных задач от вызовов мирового кризиса
Оторванность задач от общемирового контекста и угроз самому
существования нации в условиях мирового капиталистического кризиса и
продолжающейся катастрофы – один из главных пороков послания. Такое
впечатление, что цунами мирового кризиса капитализма Россию коснулось
весьма отдаленно.
Да, признается в Послании, что глобальный спад в России оказался
более глубоким, чем в большинстве стран двадцатки. Признается, что
виновные не только во вне России, но и внутри страны. И снова Д.А.
Медведев пеняет на индустриально-сырьевое «советское наследие», которое
так и не было преодолено. Весь комплекс проблем примитивно сводится
лишь к привычке жить за счет экспорта, которая тормозит развитие, и к
«плохому» бизнесу, который торгует тем, что произведено в других
странах.
Страна просто не мобилизуется для ответов глобальные вызовы,
связанные с крахом модели либерально-олигархического капитализма. Как
раз об этом в послании Д.А. Медведева нет ни слова.
Послание идёт в русле предыдущего «замутнения» реального положения
дел. Удовлетворение некоей стабилизацией просто дезориентирует общество.
Все разговоры о «стабилизации» и «дне» в корне расходятся с оценками
ведущих мировых и отечественных экспертов, которые утверждают: сейчас
надувается последний «пузырь» - в виде накачки экономики с помощью
эмиссии, за счет средств государства. Скоро и этот пузырь лопнет, и
тогда - крах.
В США непосредственные денежные вливания, займы, гарантии и прочие
формы государственной поддержки кампаний, по данным ФРС, составили 11,6
трлн долларов. Спасение банков с учетом инфляции в три раза превзошло
расходы США на Вторую мировую войну – 3,6 трлн. долларов. Сейчас
большая часть этих триллионов рванула на мировой рынок нефти. Мировой
валовый продукт почти не растет, а нефтяные цены растут. Специалисты
постоянно предупреждают: нефтяные цены дорастут до некоего максимума –
и опять рухнут. Да, возможно, после нынешней «стабилизации» и
последующего обвала наступит новая «стабилизация» на очередном
кризисном плато. Но это уже не признаки кризиса, а катастрофы. Мир
и Россия стоят перед вызовом цивилизационного масштаба, так как
рушится мировой капиталистический проект. А ответы в виде словесных
спекуляций и лихорадочной работы печатного станка порождают только
эскалацию катастрофы.
«Кризис, в который погружается мир, продлится еще довольно долго и
окажется весьма глубоким, - говорит известный американский философ
Иммануил Валлерстайн, который ещё недавно учил Д.А.Медведева уму-разуму
на конференции в Ярославле. - Он разрушит последнюю жалкую опору
относительной экономической стабильности - роль американского доллара
как резервной валюты, гарантирующей сохранность сбережений. И когда это
случится, главной проблемой всех властей мира - от США до Китая, от
Франции до России и Бразилии, не говоря уж о более мелких странах -
станет необходимость уберечься от недовольства трудящихся и средних
слоев, которые лишатся своих накоплений и пенсий. В качестве средства
для погашения народного гнева власти обращаются к эмиссии денег и к
протекционизму, выполняющим роль первой линии обороны».
Небезызвестный Д.Сорос, уже хорошо заработавший на кризисе,
прогнозирует: «Это худший кризис за время нашей с вами жизни… Но в
следующем году или через год мы будем свидетелями еще одного падения».
Послание абсолютно не анализирует возможные сценарии развития
мирового кризиса и не мобилизует общество на адекватную реакцию. Все
постоянно упоминаемые слова о «комфорте», «новом качестве жизни» служат
транквилизатором, который призван одурманить народное сознание перед
падением в очередную кризисную яму.
Рассказы в послании Д.А.Медведева про межпланетные полеты и
широкополосный Интернет с цифровым телевидением не заменят ответа на
ключевой вопрос: куда идет капиталистический мир и вместе с ним его
слабое звено (как определяет Г.А.Зюганов) - либерально-олигархическая
Россия?
«Вопрос в том, что придёт на смену этой системе. Какой порядок
вырастет из окружающего нас хаоса? Наши шансы на построение
миросистемы, более предпочтительной, чем та, в которой мы живём,
составляют в лучшем случае 50 на 50. Но и это много», - отвечает все
тот же Иммануил Валлерстайн.
Жак Аттали, бывший глава ЕБРР, советник француского президента
Саркози еще более пессиместичен: «В гpядущем новом миpовом поpядке
будут побежденные и победители. Число побежденных, конечно, пpевысит
число победителей. Они будут стpемиться получить шанс на достойную
жизнь, но им, скоpее всего, такого шанса не пpедоставят. Они окажутся в
загоне, будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы, а на них никто не
станет обpащать внимания из-за пpостого безpазличия. Все ужасы XX
столетия поблекнут по сpавнению с такой каpтиной».
Вместо жесткого анализа глобальных вызовов в Послании доминирует картина «удовлетворения».
Утихли разговоры о рубле как региоанльной валюте. Привязка к доллару
не ослабевает. И это в условиях, когда даже президент Всемирного Банка
Р. Зеллик объявляет: "США ошибаются, если воспринимают как должное
статус доллара, как главной мировой резервной валюты". Мировые
финансисты пророчат, что девальвация доллара необходима, чтобы
компенсировать слабость американской экономики, а Китай, прибегая к
соглашениям о клиринговых расчетах с многими странами, всё больше
продвигает юань в качестве мировой резервной валюты. А в таких условиях
приближающегося нового этапа мирового валютно-финансового катаклизма
президент лишь заявляет в Послании, что российская банковская система в
удовлетворительном состоянии. Хотя по оценкам международного агентства
Moody's, доля просроченной задолженности в российских банках вырастет
по итогам 2009 г. до 20%, то есть выше уровня, критического для
стабильности банковской системы.
Серьезный вызов - проблемы изменения климата. Директор ЦРУ Д. Блер
на слушаниях в Сенате США заявил: «Если человечество не остановит
глобальное изменение климата, то через 20 лет начнутся вооруженные
конфликты за право обладать источниками пресной воды». О такого рода
вызовах в послании ни слова. Чем будет защищаться Россия в
потенциальных конфликтах, как страна, которая обладает третью мировых
запасов пресной воды? Ракеты для трех стратегических подлодок как не
было, так и нет. Число самолетов (30) и вертолетов (28), обещанных
армии, не покрывает убыли техники. В результате из-за отказа техники
гибнут российские пилоты. Несколько баллистических ракет различного
базирования выглядят смешно на фоне списания сотен единиц за последние
годы. Открытие трёх суперакадемий – на фоне ликвидации сложившихся за
столетия системы военного образования ничего не решает. В общем,
уничтожение российской армии по плану «нового облика Вооруженных Сил»
будет, судя по всему, безостановочно продолжено.
В недавнем докладе Управления ООН по наркотикам и преступности
(ЮНОКД) «Наркомания, преступность и мятежники: транснациональная угроза
афганского опия» приведены страшные для России данные. Так, 21%
мирового потребления наркотиков приходится на Россию. Ежегодно из 100
тыс. человек, умирающих в мире от употребления героина, 30-40 тыс. –
это граждане России. «Идеальный шторм», в котором соединились
наркотики, преступность и мятежники, который долгие годы собирался на
границе между Афганистаном и Пакистаном, направляется, как отмечает
ЮНОКД, к границам России – в Центральную Азию. Если незамедлительно не
принять превентивные меры, то значительная часть Евразии вместе с ее
огромными энергетическими запасами может быть потеряна, подчеркивается
в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности.
И как на этот вызов реагирует президент в Послании. Да никак. Если
не считать дежурной фразы про спортплощадки, которые должны решить
проблему воспрепятствования тотальной наркотизации российской молодежи.
Про геополитические угрозы, о которых трубит ООН, нацию в Послании не
предупреждают, предлагая в качестве решения страшнейшей проблемы лишь
строительство спортплощадок.
3. Дискредитация главной идеи
Ключевой посыл, главная идея послания – «обретение статуса великой
державы на принципиально новой основе, модернизация на основе
демократии». Конечно, наверное, возможна модернизация и мобилизация на
основе демократии. Например, блестящий опыт – на основе
социалистической демократии.
Вроде сделано правильное заявление: нельзя только опираться на
прошлое. Все, чем живет страна создано советскими специалистами, не
нами. И до сих пор удерживает на плаву страну, но стремительно
устаревает. И поэтому надо поднимать Россию на более высокую ступень
цивилизации.
Только самая большая загвоздка в определении этой более высокой
ступени цивилизации и характера демократии в процессе общественной
мобилизации. И здесь главный порок рассуждений – новая более высокая
ступень цивилизации предполагает предложение миру своего, российского,
русского мирового проекта. Явно не тянут на предложение мирового
проекта такие идеи: «модернизация на ценностях демократии», «умная
политика – прагматичные цели», «достойные позиции в мировом разделении
труда», «качество жизни и лидерские позиции».
Особо занимателен лозунг из арсенала конца 1980-х годов: «Перемены
необходимы!». Ну и конечно откровенная неправда: «Почти у всех были
иллюзии, что не нужны структурные преобразования экономики». КПРФ и в
1990-х и в 2000-х гг. постоянно ставила на всех уровнях политической
власти проблему модернизации и индустриализации страны. Почему же
сегодня об этом умолчал Д.А. Медведев?
В прошлом послании Д.А. Медведев лишь сформулировал необходимость
модернизации и бросил лозунг «четырёх «И» – институты, инвестиции,
инфраструктура, инновации». В этот раз он «добавил» к «четырем И» и
пятую составляющую – интеллект.
В статье «Россия, вперед!» теме модернизации уделено значительно
больше внимания. Например, там сформулированы ключевые технические
направления, прорыв в которых позволит модернизировать экономику. Да,
идея модернизации была первой и доминирующей на протяжении первых 45
минут выступления президента. В качестве таких ключевых направлений
были названы энергетика, ядерные технологии, информационные технологии,
наземная и космическая инфраструктура передачи всех видов информации
(спасение разваливающейся спутниковой группировки России), медицинские
технологии. Однако, ни в самой статье, ни при повторе ее положений в
послании не были обозначены конкретные механизмы, которые позволили бы
реализовать обозначенные приоритеты. Тем более, что правительственный
проект бюджета на 2010 год в корне противоречит заявкам президента.
В качестве примера отсутствия реализации прошлого послания и
одновременно космического размаха Д.Медведева можно отметить проблему
школ, которой и в прошлом и нынешнем послании было уделено много места.
В прошлом послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г.
президент сделал основной акцент на школьном образовании: «Оно
представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни
каждого человека. Является решающим, как для индивидуального успеха,
так и для долгосрочного развития всей страны». Д. Медведев тогда
поручил Правительству разработать в короткие сроки новые принципы
работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и
формирования материально-технической базы. При этом он отметил, что
необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе
реализации национального проекта «Образование».
Но за год правительством В.В,Путина сделано ничего не было, а вся
система образования продолжает находиться в ужасающем положении.
Введение ЕГЭ угрожает полностью развалить и без того ослаленную
образовательную систему. В своем следующем послании 2009 года президент
снова поднимает проблему образования и предлагает пути ее решения,
отмечая, что за прошедший год была разработана программа. Таким
образом, за прошедший год ничего сделано не было, кроме программы. А
ведь один год – это одна четвертая президентского срока, а сам срок
президентства Д.А. Медведева подходит к своему экватору. Так как за это
время разработаны только программы, причем космического в прямом и
переносном смысле масштаба, возникает вопрос, сколько еще времени Д.А.
Медведев со своей командой будет их реализовывать, и как долго он будет
оставаться у власти?
И заявленные в Послании намерения Д.А. Медведева сохранить ЕГЭ
гарантирует дальнейшую дебилизацию системы образования. Депутаты
парламента завалены обращениями граждан и специалистов о том, что ЕГЭ
уничтожил наше образование на корню, что это бессовестный обман в
национальном масштабе. А значит, все разговоры о модернизации в
условиях либерального развала образовательной системы бессмысленны.
Д.А.Медведев видит проведение модернизации исключительно в рамках
либеральной экономики. Интеграция в мировую экономику понимается
президентом как исключительное благо для России, а где будет ниша
России в мировой капиталистической экономике, он так и не сказал.
А это значит, что медведевская Россия и дальше намерена плестись «в хвосте дяди Сэма» и американского глобализма.
В Послании демонстративно провозглашена идея избавления государства
от собственности. Резкой критике подверг Д.А.Медведев протекционистскую
политику государства: «Поддержка производителей через высокие торговые
пошлины не будет продолжаться вечно». Подчеркивается
несамостоятельность, по мнению президента, России, которая, на его
взгляд, остро нуждается в специалистах из-за рубежа. «Нужно упростить
признание в РФ зарубежных дипломов и выдачу виз необходимым нам
специалистам. Мы в них нуждаемся, а не наоборот», - заявил Д.А.
Медведев.
Все это - многочисленные свидетельства либеральной ограниченности модернизационных планов Медведева.
4. Ожидания россиян явно не оправдались
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне
выступления Президента перед Федеральным Собранием опубликовал данные
об отношение россиян к этому событию.
По данным ВЦИОМ, в этом году за выступлением главы государства
намерены наблюдать 36% россиян (три года назад - 45%). За тот же
период, с 2006 по 2009 гг., увеличилось количество россиян, которые не
намерены следить за выступлением Президента (с 31% до 44%). То есть,
все меньше становится тех, кто еще возлагает какие-то положительные
надежды на Президента. Все меньше тех, кто ожидает, что Президент
способен улучшить их жизнь.
Изменилась настроения и ожидания россиян в связи с тем, чтобы они
хотели услышать от Президента. Сравним с 2006 г. На первый план для
россиян вышли вопросы выживания: социальная защита, социальное
обеспечение (с 7% до 12%), борьба с бедностью, повышение уровня жизни
(с 6% до 9%), безработица (с 7% до 12%). Это свидетельствует о том, что
за три года население стало еще беднее. При этом ушла на второй план
тема доступности жилья (с 16% до 8%). Намного меньше надежд на рост
собственных доходов (зарплат, пенсий) – с 26% до 14%. Очевидно, уже все
понимают, что в условиях кризиса об этом не стоит и мечтать.
В анализируем послании Д.А. Медведева вышедшие на первый план по
опросу ВЦИОМ темы: нищета, безработица, социальная защита - не были
обозначены, как приоритетные. Президент поставил старую пластинку о
жилищном кредитовании, хотя этот проект уже давно «накрылся медным
тазом». У людей, которые ложатся спать на пустой желудок, вряд ли
возникнут мысли взять кредит в банке, чтобы обзавестись собственной
недвижимостью. А заверения Д.А. Медведева о том, что будут повышены
пенсии, способны вызвать разве что усмешку, поскольку всем уже давно
известно, что подобные «прибавки» не успевают за ростом инфляции.
По данным ВЦИОМ, в 2006 г. 4% опрошенных заявили, что хотели бы
услышать в послании президента в первую очередь тему коррупции и
произвола чиновников. В 2009 г. эта цифра незначительно выросла – 5%.
Невысокий процент объясняется тем, что для россиян на первый план вышли
вопросы выживания: борьба с бедностью, социальная защита и безработица.
Это совсем не означает, что тема коррупции не беспокоит россиян. По
данным Transparency Internazional, коррумпированность в России на
уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180.
Д.А. Медведев в своем послании отмечает, что в последнее активнее
стали бороться с коррупцией, в качестве доказательства он приводит
следующие цифры: за 6 последних месяцев рассмотрено 4,5 тыс.
коррупционных дел, в них фигурируют в статусе коррупционеров 532
представителя государственной и местной власти, 700 – сотрудников
правоохранительных органов. Активность правоохранительных органов
выросла, но при этом число выявленных злоупотреблений увеличилось пока
незначительно. Коррупция практически непобедима, уверены 56% российских
бизнесменов и 58% граждан, опрошенных Transparency Internazional.
Весьма странный тезис выдвинут Д.А. Медведевым, что решение проблемы
коррупции будет в том числе за счет создания в стране так называемого
«электронного правительства», когда каждый шаг человека будет под
контролем. А хотят ли россияне жить в таком «электронном концлагере»?
Весьма сомнительно.
Специалисты давно уже отмечают, что для решения проблем коррупции
следует принимать антикоррупционные законы, которые уже давно внесены
фракцией КПРФ и принятие которых давно блокируется думским большинством
в лице «Единой России». В послании Д.А. Медведева нет ни слова, что
нужно вносить коррективы в антикоррупционное законодательство. А без
этого все его разговоры о необходимости бороться с коррупцией, теряют
всякий смысл.
5. Мнимые достижения
Д.А. Медведев в своем послании отметил, что в августе впервые был
отмечен прирост населения. Действительно, по данным Росстата, в августе
2009 года впервые за 15 лет в России число родившихся превысило
количество умерших. На целую тысячу человек.
Однако порадоваться за страну пока не получается. По данным,
размещенным на сайте того же Росстата, естественная убыль населения в
стране за восемь месяцев 2009 года составила почти 183 тыс. человек. То
есть, в среднем примерно 23 тыс. человек в месяц. Очевидно, что
взрывообразно - в 23 (!) раза демографические показатели страны даже на
один месяц в кризисный год улучшиться не могут. Так что остается только
догадываться, как при такой средней убыли у Росстата получился прирост
на 1 тыс. человек. Скорее всего, эта тысяча - либо плод бюрократических
приписок, либо ошибка в расчетах, либо некий нонсенс, не отражающий
общей тенденции. Которая, как известно, весьма пессимистична.
Общая убыль населения в 2009 году, учитывая показатели восьми
месяцев, скорее всего, составит более 200 тыс. человек. Это лучше чем в
прошлые годы (в 2008-м убыль была 363.500 человека, в 2007-м - 470.300
человек), однако никто не может дать гарантий, что в ближайшей
перспективе сокращение численности населения России снова не начнет
расти, так как в детородный возраст входит поколение «реформ» начала
1990-х, когда начался демографический обвал.
Также, Д.А. Медведев в своем послании заявил, что «социальные
обязательство государство выполнило полностью и так будет дальше». Тем
временем правительство В.В.Путина внесло на рассмотрение в Госдуму
закон, направленный на дальнейшую ликвидацию социальных льгот наиболее
нуждающимся слоям населения страны. Предложено приостановить на год
действие целого ряда социальных статей, и это действие сокращает
расходы федерального бюджета в следующем году на социальные нужды на
45 миллиардов рублей. Так, с нового года отменяется доплата аспирантам,
докторантам на приобретение научной литературы, сокращаются расходы на
организацию детского летнего отдыха, на отказе в индексации размеров
окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской
службы. Последнее означает, что в следующем году резко упадёт реальная
заработная плата. И правительство, похоже, уже забыло о том, что им
прогнозируется рост тарифов для населения на природный газ аж на 27,4
процента, на электроэнергию и тепловую энергию - до 14 процентов,
пассажирские перевозки - на 10 процентов.
Поэтому заявления Д.А. Медведева, что социальная политика в России
будет проводиться на прежнем уровне, опровергается действиями самой
«Единой России» и правительства лидера «Единой России» В.В.Путина.
6. Политическая система и модернизация
Дискредитация существующей политической системы, в частности
делегитимизация выборов и «унасекомливание» роли народного
представительства во всю мощь ставят проблему невозможности реализации
социальной активности граждан. Без включенности в политические процессы
значительной части общества, без его участия и одобрения невозможно
даже вести разговоры о модернизации.
Свобода слова и собраний. Раздел в статье «Россия, вперед!»,
посвященный политической модернизации, Д.А. Медведев начал с изложения
своего понимания «свободы слова». Технологическая модернизация,
распространение информационных технологий расширяют возможности для
реализации таких политических свобод, как свобода слова и свобода
собраний, для выявления и ликвидации очагов коррупции.
Эта тема нашла свое отражение и в послании. Более того, в этом
направлении Д.А. Медведев предпринял ряд шагов, хотя они носили, прежде
всего, пропагандистский характер. Во-первых, это активное освоение
Интернет-пространства государственными лицами разного уровня. Активно
реализовывался проект личного блога президента. В СМИ была развернута
кампания, демонстрирующая, что проблемы озвученные посетителями
президентского блога не остаются без внимания. Все это представлялось,
как действенное прямое общение, которое наносит удар по коррупции.
Во-вторых, вступил в действие закон, принятый по инициативе Д.А.
Медведева, о равенстве представленности партий в электронных СМИ. Ясно,
что без реального присутствия оппозиции на ТВ невозможна какая-либо
плодотворная общественная дискуссия по модернизационной повестке дня.
Если второй шаг оказался хотя и полезным для партий, но пока во
многом лишь красивой инициативой, мало что изменивших в реальном
раскладе присутствия политических сил в СМИ, то первая инициатива имела
некоторые общественно-политические последствия. Делая шаг навстречу
Интернету и «прямому» общению Д.А. Медведев, по сути, открыл ящик
Пандоры. Последним ярким образцом такого прямого обращения к первым
лицам, получившим широкую огласку, как раз перед посланием, стало
послание А. Дымовского. Майор МВД А. Дымовский сделал попытку
использовать прямое Интернет-обращение для того, чтобы изобличить факты
коррупции в милиции, и при этом он столкнулся с жестким давлением
государства и правоохранительных органов.
Межпартийная конкуренция и модернизация политической системы.
В статье «Россия, вперед!» и в Послании Д.А. Медведев говорит о
модернизации политической системы через развитие межпартийной
конкуренции. Будущее демократического процесса он видит в политической
борьбе парламентских партий, которые периодически сменяют друг друга у
власти. С этим трудно не согласится. Тем более на октябрьском Пленуме
ЦК КПРФ партия вплотную подошла к разработке проблемы не только
усиления своего политического влияния, но и определения технологий
прихода к власти в рамках существующей политсистемы.
Основой политического многообразия Д.А.Медведев назвал партийную
систему России, которая сложилась и является важнейшим инструментом
обеспечения прав и свобод людей. Политические партии, по его оценке,
прошли испытание временем, они обладают достаточными организационными,
кадровыми и другими ресурсами и их программы отражают весь спектр
политических взглядов в стране.
Президентом ставится задача формирования федеральных и региональных
органов исполнительной власти политическими партиями и их коалициями.
Партии должны выдвигать кандидатов на пост главы государства,
руководителей регионов и местного самоуправления. Партии должны иметь
длительный опыт цивилизованной политической конкуренции, ответственного
и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного
сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших
социальных проблем. При этом Д.Медведев указывает, что партии должны
иметь базовый консенсус по вопросам внешней политики и ключевых
ценностей.
В качестве первых шагов в этом направлении Д. Медведев озвучивает
следующие решения. 1. Политические партии получили дополнительные
возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах
федерации и муниципалитетах. 2. Смягчены формальные требования по ряду
вопросов партийного строительства. 3. Облегчены условия выдвижения
кандидатов на выборах в Государственную Думу. 4. Законодательно
установлены гарантии равного доступа к государственным средствам
массовой информации парламентских партий.
Главными препятствиями для политического развития, по мнению Д.А.
Медведева, являются проблемы с организацией выборов и низкий уровень
политической культуры. Проблемы с организацией выборов – это,
безусловно, реакция на бойкот оппозиции заседаний в Госдуме после
выборов 11 октября 2009 года. При этом указания на проблемы с выборами
это - прежде всего, вербальная уступка оппозиции, так как практические
шаги, предложенные президентом пока лишь декларативны..
Д.А. Медведев перечисляет те шаги, которые были сделаны на федеральном уровне для развития политической конкуренции:
1) установление проходного барьера в 5% для получения минимального представительства в Государственной Думе ФС РФ;
2) выдвижение кандидатур руководителей субъектов партией, победившей на выборах в региональное законодательное собрание;
3) закон о равном освещении деятельности политических партий в СМИ.
Говоря о равном доступе партий к ТВ президент при этом не учитывает
критику со стороны оппозиции половинчатости этих решений, а лишь
предлагает транслировать этот принцип на региональный уровень.
В целом в предложениях Д.А,Медведева, направленных на совершенствование политической системы, можно выделить две составляющих.
Первое. Совершенствования выборного законодательства и процедур:
1) представительство внепарламентских партий в избирательных комиссиях;
2) скорректировать практику досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям;
3) равный доступ всех партий в муниципальные здания для проведения предвыборной агитации;
4) очередное возвращение к теме возможности введения
пропорциональной системы выборов для избрания 100% мест в парламентах
регионах и 50% на муниципальном уровне.
5) расширение использования системы электронного подсчета голосов избирателей.
Заметим, что нынешняя дискуссионная постановка проблемы о введении
пропорциональной выборной системы в муниципалитетах, выборов по
партспискам – это отступление от обязательств в первом послании, где
Д.А,Медведев заявлял о том, что положение закона о муниципальных
выборах по партспискам «должно стать действенным». Как видно,
президентские намерения год назад были заявлены более жестко, но
торпедируются «Единой Россией» в Государственной Думе РФ.
Несмотря на то, что в связи с проблемами на выборах Д.Медведев дает
свое девятое поручение правительству – «обеспечить техническое
переоснащение избирательной системы», механизмы его реализации неясны.
Озвученные предложения президента либо аморфны - скорректировать
практику досрочного голосования, либо сомнительны – использование
системы электронного подсчета голосов. Использование систем
электронного голосование (КОИБ) вызывает критику даже в нынешнем
масштабе, так как позволяет скрывать фальсификации.
Второе. Укрепление демократических начал на региональном уровне:
1) введение единого критерия численности депутатов региональных законодательных собраний;
2) обеспечить всем партиям право на формирование фракций;
3) обеспечение справедливого доступа всех парламентских партий к
должностям на постоянной основе и руководящих постах в парламенте;
4) гарантии представительства партий в региональных законодательных органах в случае преодоления ими 5% барьера;
5) отказ от необходимости собирать подписи тем партиям, которые представлены в региональном парламенте этого региона;
6) органы власти должны 1 день в году уделять встречи и заслушиванию внепарламентских партий;
7) рекомендация регионам принять закон о равном доступе всех партий в региональные СМИ;
8) обеспечить прямые трансляции заседаний региональных парламентов в Интернете.
Эти предложения – словесное «поглаживание» оппозиции, которая давно
обращает внимание властей на произвол в регионах. К тому же, эти
предложения оформлены, как рекомендательные.
В целом надо отметить, что Д.А. Медведев поддержал на словах
инициативы оппозиции и, прежде всего, требования КПРФ, изложенные после
думского демарша трёх фракций. Восемь из 12 предложений Г.А.Зюганова в
той или иной степени реализованы в послании. Так, например, президент
согласился с предложением КПРФ по созыву Государственного Совета на
тему развития политической системы. В послании он пригласил лидеров
политических партий к участию в нем. Однако некоторые ключевые
предложения оппозиции не получили должного места в послании. Так, идею
перехода на пропорциональную систему выборов по всей стране Д.А.
Медведев предлагает и дальше обсуждать, несмотря на требования трех из
четырех парламентских партий по этому вопросу. Очевидно, что Д.А.
Медведев на словах заигрывает с КПРФ, но реальных действий, кроме
словесных «поглаживаний» пока не просматривается.
Демократия нуждается в защите. О преобразованиях судебной системы. В
рамках статьи «Россия, вперед!» Д.А. Медведев указывал на необходимость
защищать демократию от коррупции, порождающей произвол, несвободу и
несправедливость. Он указал, что Россия находится в начале этого
процесса. Центральной частью этого защитного механизма, по его мнению,
должен стать суд.
В рамках послания Д.А. Медведев не касается суда в аспекте защиты
демократии. Видимо, это связано с тем, что события после 11 октября
продемонстрировали, что это во многом бездейственно. Так, суд по иску
Митрохина о пропаже его бюллетеней закончился тем, что их нашли в пачке
голосов за КПРФ, а решения суда в Дербенте который приостановил все
избирательные действия до рассмотрения дела по существу, было нагло
проигнорировано местной избирательной комиссией, в тот же день
горизбирком подвел официальные итоги выборов, заявив о победе
действующего мэра-единоросса.
Он говорит о суде в послании только в части касательно
совершенствования процедур и увеличения количества судей, хотя ныне
Дума по инициативе «Единой России» чуть ли не на каждом заседании
принимает законы об упразднении районных судов в регионах..
В тоже время Д.А. Медведев, обобщая предложения по развитию
политической конкуренции, напомнил о готовности исполнять роль гаранта
Конституции. Но закончил политическую часть, пожалуй, самым жестким
высказыванием в своем послании, которое, видимо, призвано стать кнутом
для оппозиции за тот думский бойкот после выборов 11 октября 2009 года,
в отличие от словесных пряников, которые он только что раздал. С
металлическими нотками он объявил о готовности пресечь любые попытки
расшатать лодку и расколоть общество под лозунгами демократии.
7. Отношения «дуумвиров»
Если в прошлом послании поручения правительству В.В. Путина звучали
лишь два раза, то в нынешнем одиннадцать раз. И в довольно категоричной
форме. Правда, отчета об исполнении прошлых поручений В.В,Путину
президент не отчитался.
Д.А.Медведев четко дал понять, что за эпоху Ельцина-Путина ничего
серьезного не построено. Приговором путинскому правлению звучит фраза
Медведева: «Неправильно искать виновных только вовне. Мы сами
недостаточно сделали в предыдущие годы».
Медведев признал, что только кризис заставил его понять
бесперспективность той политики, которая проводилась и проводится в
России до сих пор: «Пока росли цены на нефть у многих, почти у всех
были иллюзии, что со структурной реформой экономики можно подождать.
Большинство решений были направлены на развитие старого, сырьевого
сектора экономики». Эти слова также показывают истинную картину
«достижений» путинской власти.
И главный «наезд» на путинское наследие – это проблема
госкорпораций, программа уничтожения, которых была заявлена в послании.
Учитывая то обстоятельство, что неприкосновенность госкорпораций
считается одним из условий соглашения о транзите власти от Путина к
Медведеву, то можно считать публичное провозглашение намерений их
уничтожить – открытым вызовом Д.А. Медведева В.В. Путину
Фактически, идею, а сегодня уже и программу модернизации, оглашенную
президентом Медведевым можно рассматривать, как средство его
самоутверждения в качестве фигуры, выходящей из тени Путина.
Опосредованно Медведев поставил сегодня вопрос о смене
господствующей в умах элиты парадигме, а значит, и о фактической смене
«национального лидера». При этом Медведев не может и не ставит цели
занять в обществе то доминирующее место, которое занимал до него Путин.
Ибо Медведев ничуть не критикует личность «национального лидера», при
этом критикует властную систему за недостаточную демократичность и
полную экономическую неэффективность. Медведев, движимый логикой борьбы
за первенство в дуумвирате, вынужден ради эффективной и убедительной
критики Путина реализовывать (на начальном этапе, до своего укрепления
у власти) ряд мер, действительно нужных стране.
8. Тоталитаризм, антисоветизм и комфортная демократия
В послании вновь советской эпохе дается определение тоталитаризма.
Этот демарш опровергает все реверансы в адрес советской эпохи и
ветеранов-победителей. Ведь президент фактически соглашается на уровне
терминологии с уравниванием фашизма и советского строя. Именно в рамках
ненаучной, идеологической концепции «тоталитаризма» происходит
политическое уравнивание коммунизма и фашизма, советского строя и
нацистской власти. Чем при принятии такой постановки вопроса в Послании
Д.А.Медведев лучше авторов антироссийских, антисоветских заявлений в
ПАСЕ и ОБСЕ?
Ясно, что либеральная логика, попытка опереться на либеральный
Запад толкает Медведева принимать их правила игры, а, значит, и
определение советского, как тождественного фашистскому. Неразборчивость
в этом плане может иметь тяжелые геополитические последствия для
страны, так как «тоталитарные» признания Медведева могут иметь
продолжение на международном уровне в виде требования покаяний,
территориальных уступок и репараций.
Критикуя советских предшественников, обвиняя их в тоталитаризме,
Медведев пытается уйти от ответа на ключевой вопрос. Как он будет
проводить демократическую модернизацию и мобилизацию? Г-н Медведев не
решается сказать стране: «комфортных» модернизаций и мобилизаций в
истории не было, и вряд ли они будут.
И самое главное, президент не решается ответить, за счет каких
внутренних ресурсов возможна проповедуемая им новая модернизация. Кроме
изъятия ресурсов у сырьевых олигархов других источников нет. Ответы на
все эти вопросы есть в программе КПРФ, решениях партийных форумов, в
программных публикациях Г.А.Зюганова. Но кто же в нынешней партии
власти согласится на реализацию этих предложений КПРФ? Отсутствие
ответа на вопрос, за чей счет будет происходить модернизация,
превращает все медведевское послание в заурядную пиар-акцию.
9. Некоторые выводы
· Д.А. Медведев вновь, еще более жестко обличил тупиковость
проводимого курса своих предшественников, т.е. Путина и Ельцина. И
провозгласи