Куда впадает Волга?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу
пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим
характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги.
Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум
основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена
информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера,
существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в
художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох,
передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо,
и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь
угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради
любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие
Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва
Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего
поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные
заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет
сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет
поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои
мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека,
уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня
используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он
построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё!
Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не
галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы.
Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в
Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного
превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и
требуется понимание, которого без чтения и образования добиться
невозможно.
Чувства вместо умов
Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас
происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития
человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А
наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и
информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас
очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране
довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии
тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в
мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще
найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны
ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом
поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно
стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача -
перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель
существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных
целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно
сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы
государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным
удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но
это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для
интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же
самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам,
то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в
открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться
соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет
культуру? Обобщённую картину жизни сейчас даёт телевидение. Но никакой
великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя
и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением
сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая
антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв:
«Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство
не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не
сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире.
Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой!
В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры.
Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии -
разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного
пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в
это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя,
важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира
стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших
учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех,
кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно
разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы
берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в
Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех
же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем
взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство
франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В
Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но
на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской
культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что
вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и
национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом
влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и
искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и
будущее страны.
Языком цифр
Читаете ли вы книги
| 1996 г. (в %)
| 2009 г. (в %)
|
Никогда, очень редко
| 20
| 35
|
От случая к случаю
| 49
| 42
|
Практически ежедневно
| 30
| 22
|
Затрудняюсь ответить
| 1
| 1
|
данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек
Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?
(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)
- 43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
- 26% - Фантастика и фэнтези
- 26% - Классические историко-приключенческие романы
- 25% - Русская и зарубежная классика
- 25% - Зарубежные детективы
- 25% - «Женский» детектив
- 16% - Современная русская и зарубежная литература
- 16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
- 13% - Переводные романы
- 11% - Поэзия