Личный сайт Потапова Сергея Николаевича
Главная | | Регистрация | Вход
 
Вторник, 19.03.2024, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Политика [599]
Зкономика [88]
Социальные вопросы [68]
Акции КПРФ [112]
Культура [33]
Здравоохранение [10]
Образование [48]
Спорт [3]
Прочие вопросы [97]
Депутатская вертикаль [73]
Форма входа

Поиск

Расширенный поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 29 » Дикуссиоонный клуб
Дикуссиоонный клуб
17:55

 
Доклад директора филиала НОУ ВПО «СФГА» в г.Череповце Мельникова О.Н. на заседании дискуссионного клуба
      В России идет глубокий и может быть противоречивый процесс преобразования во многих общественных сферах (экономической, социальной, политической и т.д.). При этом значительные изменения происходят и в образовательной сфере. И здесь возникает важная дилемма: с одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской (советской) образовательной системы, а с другой – систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной, отвечающей реалиям современной жизни. Поскольку время моего доклада ограничено, я не буду затрагивать проблемы начального и среднего образования, а сконцентрируюсь на образовании высшем.
     Каждый год высшие школы России выпускают тысячи дипломированных специалистов, но по-настоящему эффективных выпускников среди них недостаточно. Что же сейчас происходит с высшим образованием в России?
    Начнем с того, что многим вузам, а особенно филиалам, объявлена война – где-то скрытая, а где-то и весьма открытая. В чем же они повинны? Многочисленным филиалам вменяют в вину то, что они не дают должного уровня образования, превратились «в ларьки по продаже дипломов», у них отсутствует необходимая материально-техническая база и квалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеются нарушения в постоянно изменяемых правилах приема, не выполняются другие аккредитационные показатели.
   Отчасти данное обвинение обосновано, однако многие из филиалов по уровню оснащенности, составу преподавателей, учебно-методическому обеспечению находятся на очень высоком уровне. И в нашем городе есть немало таких примеров. Отдельно стоит вопрос о якобы переизбытке экономистов и юристов, а также о том, что значительная доля выпускников работает не по профилю.
    Что касается работы не по профилю относительно экономических и юридических специальностей. Возникает вопрос – а разве домохозяйке, повару, водителю и т.д. – гражданам, живущим в непростых и ужесточающихся условиях рыночно-административно-бюрократического капитализма не требуется юридическое образование для защиты чести и достоинства самого себя и близких? Разве современная учительница начальных классов не имеет право заниматься эффективным и профессиональным планированием семейного бюджета на основе анализа экономической ситуации? По поводу переизбытка следует отметить, что, по крайней мере, в нашем городе нетрудоустроенных выпускников с экономическим образованием мало.
    При этом работодатели довольно часто сталкиваются с тем, что недавние студенты престижного учебного заведения, качество которого подтверждено проверками Рособрнадзора и аккредитационными комиссиями, не способны выполнять должностные функции без дополнительного обучения. Конечно же, наш работодатель по старой традиции желает получить преимущественно готового профессионала, нежели вкладываться в молодого выпускника. И они правы.
    Правы в том, что это их управленческое решение, экономия затрат и времени. Получается интересная ситуация – формально учебное заведение отвечает всем критериям, необходимым для подготовки качественного специалиста, специалист также объективно и честно вполне соответствует этим критериям, а работодатель такому специалисту не доверяет, видит его неготовность выполнять должностные функции. Почему это происходит? Ответ на данный вопрос заключается в следующем.
  1. В отличие от большинства образовательный систем экономически развитых стран наша образовательная система работает по принципу «образование ради образования», а не по принципу «образование ради получения на выходе образовательной системы профессионально подготовленного гражданина, который будет обеспечивать национальное и личное благосостояние в процессе трудовой деятельности по своей профессии». Следует отметить, что по такому принципу построено большинство современных преобразований во всех сферах жизни российского общества. Создается процесс реформирования, хуже, если разрушается все хорошее старое и на его месте создается необдуманное новое, при этом забывается сама цель подобных начинаний.
  2. В системе высшего профессионального образования созданы жесткие институциональные рамки в виде государственного образовательного стандарта, лицензионных и аккредитационных показателей. В стандартах 2000–го года жестко прописаны так называемые «дидактические единицы», которых строго следует придерживаться при разработке учебных программ. Кто их разработал, насколько они соответствует современным реалиям? Почему вузы должны иметь заданное количество преподавателей со степенью? Чтобы выдержать так называемый показатель «остепененности» учебные заведения вынуждены брать в штат «новоиспеченных» кандидатов наук, которые довольно часто не имеют практического опыта, вместо профессионалов, которые имеют этот опыт работы в различных сферах (производственной, финансовой, юридической и т.д.), получали его многими годами и могут им делится со студентами. С какой целью надо списывать специальную учебную литературу (например, по истории психологии) старше пяти лет, если данные книги не потеряли своей актуальности и довольно часто не переиздаются и высоко ценятся преподавателями. Может быть здесь имеет место лобби книжных издательств?
  3. Производственные и преддипломные практики часто проводятся формально. Практикант во многих случаях не интересен предприятию. В идеале практика должна представлять собой стажировку, которая бы подразумевала реальное выполнение сложных профессиональных функций с четкой системой объективных оценок, позволяющих работодателю принять решение о дальнейшем сотрудничестве со стажирующимся. И в этом сотрудничестве должно быть заинтересовано именно предприятие, с точки зрения получения компетентного специалиста, который быстро ориентируется в динамично изменяющихся условиях.
    Что необходимо, чтобы отказаться от этого пагубного принципа: «процесс ради процесса» в системе образования? На мой взгляд, мы все-таки должны согласиться со следующим утверждением: в производственном процессе на выходе мы получаем продукт, который создан для удовлетворения потребностей потребителя. Высшая школа также производит продукт. Но этот продукт - не выпускник с дипломом, а специалист с набором профессиональных компетенций, который удовлетворит потребности предприятия-работодателя и общества. В связи со всем вышесказанным можно сделать такие выводы:
  1. Необходимо отказаться от административных мер «приведения в порядок» системы высших учебных заведений. Если мы строим рыночную экономику, то именно рынок (т.е. потребители) должен определять, какие учебные заведения должны останутся в городе, регионе и т.д.
  2. Многие виды деятельности (оценочная, строительная и т.п.) в настоящее время осуществляются в рамках саморегулируемых организаций, которые выработали определенные критерии и требования к своим участникам. В системе высшего образования аналогом такого «саморегулирования» может стать общественная аккредитация. Общественная аккредитация предусмотрена частью 8 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».
  3. Качество и престиж вуза должен подтверждаться не только соблюдением государственных аккредитационных показателей, но и общественной оценкой, заработанным именем. Если вуз не заработает такого имени, значит в нем не организован качественный образовательный процесс, несмотря на любое количество профессоров, любую материально-техническую базу. Репутация должна подтверждаться рейтингом вуза, составленным независимыми агентствами. Однако надо понимать, что имя основывается на доверии, а это доверие должно быть со стороны работодателя.
  4. Качественное образование требует значительных финансовых затрат – лаборатории, практики, заработная плата преподавателей. Обучить человека – это значит осуществить в него инвестиции. К сожалению, человек у нас стоит дешево, а как можно инвестировать в «неликвид»?

      Таким образом, современная высшая школа требует изменений. Но они должны быть обращены к потребностям общества, а не к личным целям реформаторов образования. Вузы и филиалы готовы к диалогу, к конструктивным действиям. А готовы ли к этому бизнес и власть?

Категория: Политика | Просмотров: 805 | Добавил: кликни | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Архив записей
Друзья сайта
  • Газета "Правда"
  • ЦК КПРФ
  • Газета "Советская РОссия"


  • Новости от "Правды"

    Новости от "Советской России"


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Вологодский областной комитет КПРФ © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Locations of visitors to this page