по материалам газеты "Советская россия" № 80 (13442) 31 июля 2010 года Куда ведет нашистов аллея позора на Селигере В минувшую среду лагерь прокремлевской молодежи на Селигере завершил свою работу. Впрочем, работой, а точнее учебой, селигерский форум считают, очевидно, лишь его организаторы и участники (хотя, как выясняется, далеко не все). В информации, выложенной на официальном сайте мероприятия, о форуме Селигер-2010 сказано без ложной скромности: «Высочайший уровень качества и напряженности образовательных программ позволяет участникам сравнивать неделю на инновационном форуме Селигер с годом обучения в университете».
СУДЯ по большому количеству скандалов, которыми сопровождался форум, учили его участников вещам, мягко сказать, сомнительным. Впрочем, скандалы были не на виду. И действительно, не рассказывать же в официальных СМИ про многочисленные кражи из палаток участников, про конфликты между членами разных организаций, присутствовавшими на форуме, про утонувшего студента, рядом с бездыханным телом которого форумчане безмятежно продолжали заниматься пляжными развлечениями. Это ведь могло на корню дискредитировать мероприятие, которое почтили своим вниманием губернаторы и министры, депутаты и олигархи, и даже глава государства Дмитрий Медведев. Ну а Владимир Путин, как известно, особо покровительствует и «нашистам», и «Селигеру».
Но скандал, который произошел в последние дни форума, замять не удалось. В своем псевдопатриотическом раже юные сторонники власти переборщили. Одним из «инновационных проектов» лагеря стала своего рода аллея позора «Здесь вам не рады». Авторы сего произведения выставили вдоль дорожки столбы, к которым прикрепили пластиковые головы с фотографиями как раз тех, кому «не рады». На головы были надеты фуражки с нацистской символикой.
Единственное, что объединяет самых разнообразных личностей, попавших на лагерную аллею голов – пожалуй то, что никто из них в лагерь на Селигер никогда не приехал бы. Одни – потому что и сами не рады были бы общению со здешними обитателями, другие – так как не имеют понятия о «селигеровцах». Среди «наказанных» столь средневековым способом – голову на кол – Эдуард Лимонов и известный американский режиссер Квентин Тарантино, правозащитница Людмила Алексеева и музыкант Юрий Шевчук, Борис Немцов, Виктор Ющенко, Михаил Саакашвили.
Вообще-то подобные инсталляции (правда, без голов на столбах и фашистской символики) в лагере на Селигере уже проводились. А несколько лет назад члены одной из проправительственных молодежных организаций во время соревнований по стрельбе и вовсе использовали вместо мишеней фотографии неугодных оппозиционеров. Но тогда серьезных скандалов удавалось избегать. На сей же раз он вышел практически на официальный уровень. Судя по всему, творцы прогадали с одним из фигурантов. Ну нельзя было размещать на «аллее позора» «голову» либерального кремлевского рупора, журналиста РТР, члена Общественной палаты Николая Сванидзе. Не произойди такая накладочка – глядишь, и на сей раз все прошло бы тихой сапой. Но молодые активисты, пожелавшие быть «святее Папы Римского», покусились на своего. Кстати, Сванидзе стал единственным, перед кем авторы проекта извинились, заявив, что на аллею он-де попал случайно, по ошибке. Но заявления эти последовали уже после того, как история обрела гласность.
А реакция последовала незамедлительно. Возмутилась председатель совета при президенте по содействию развитию гражданского общества Элла Памфилова. Приведем ее слова, сказанные по этому поводу на «Эхе Москвы» практически полностью, ибо они того стоят: «Мне страшно оттого, что вот эти ребята будут приходить к власти через энное количество лет. Потому что эти выкормыши неких наших политтехнологов закладывают душу дьяволу. Они жгли книги. Какой следующий шаг?
Потом будут жечь чучело. Потом до людей доберутся? Вы знаете, у меня есть печальный опыт судебных тяжб с теми, кто поддерживал этих ребят «Наших». Он очень печальный... Если эти циничные ребята, которые закладывают душу, не вникают в суть проблем, позволяют себе все, что они считают возможным – травить людей, потому что они знают, что их защитят взрослые высокопоставленные дяди, то это для страны очень страшно и опасно. У нас поделили молодежь на «наших» и «не наших». Вытолкнули очень талантливую и активную и во многом порядочную молодежь в радикалы за пределы правового поля, а под эгидой «Наших», используя, эксплуатируя нещадно тему патриотизма, неприятие наших людей к фашизму, пытаются формировать бездумных оловянных солдатиков, которые могут выполнить любую команду тех или иных высокопоставленных идеологов. И если не изменится молодежная политика, а это формируется на уровне государства нашей властной элитой, то я считаю, что будущее страны под большой опасностью».
В том же духе выдержано и заявление уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. «Это было бы смешно и глупо, если бы не было настолько опасно. Потому что такие действия и их режиссура культивируют в стране то, в чем мы особенно слабы – нетерпимость, и являются инкубатором культуры ненависти, чего у нас и так сверхдостаточно», – сказал он. Лукин напомнил, что в Китае во время культурной революции молодежь сначала распространяла листовки, призывавшие «разбивать «собачьи головы», после чего эти головы действительно стали разбивать, начались массовые преступления, и погибло огромное количество людей».
МОЖНО, конечно, обратить внимание только на «двойные стандарты», которые проявляют эти официальные правозащитники. Действительно, когда оскорблениям и унижениям самого грязного свойства подвергаются, например, коммунисты, они предпочитают закрывать на это глаза и про терпимость и порядочность по отношению к оппонентам как-то не вспоминают.
Однако представляется, что в данном случае важнее другое. Сама власть, пусть и через второстепенных лиц, уже не может не реагировать на создание рук своих. О том, что подобные игры с молодежью опасны для общества, говорилось с самого начала: когда Василий Якеменко создал движение «Идущие вместе», а затем переформатировал его в «Наши». Мало куда-то идти вместе: надо знать и понимать, куда, с кем, а главное – зачем ты идешь. Если одни – «наши», то другие обязательно «не наши», чужаки – по какому критерию проводить такое деление – и что делать с «не нашими»?
На такие самоочевидные вопросы молодежные лидеры ответы не формулировали. Точнее, ответы эти были самые примитивные и потому опасные: пойдете туда, куда мы прикажем, – и без лишних объяснений. «Наш» – тот, кто ходит в такой же футболке, носит такой же флаг, беспрекословно верит в план Путина, пусть никогда не видел его в глаза – и не задает ненужных вопросов... Все, кто позволяет себе усомниться в правильности такого поведение – не просто «не наши», они враги – и обращаться с ними нужно в соответствии с их вражеским статусом. Так что пластиковые головы на столбах и лица на мишенях – это еще цветочки. Такими темпами – скоро и до настоящих голов могут добраться, правы, пожалуй Памфилова и Лукин.
Между тем руководители «Наших» поняли, что на сей раз им необходимо реагировать. Сначала они открестились от аллеи голов: мол, никакого отношения к ней движение не имеет, это проект совсем другой организации – «Сталь», которая тоже участвовала в форуме на Селигере. Лидер «Стали» Олег Соколов сначала отказывался от авторства, но затем признал, что проект – их собственная инициатива и самодеятельность.
«Наши» также собираются подать в суд на Эллу Памфилову, дабы «защитить честь, достоинство и деловую репутацию организации». Мол, вовсе не они жгли книги, а «Идущие вместе». К тому же не жгли, а топили в унитазе. Пикантно, что «отец» и многолетний лидер обеих организаций – Василий Якеменко. Ныне он возглавляет Федеральное агентство по делам молодежи, которое в этом году и является организатором форума на Селигере. Ничего страшного в аллее голов он не видит, а невинно пострадавшему Николаю Сванидзе извинения уже принесены.
К слову, официальным организатором селигерского форума на сей раз стало не движение «Наши», а Росмолодежь, находящаяся в структуре министерства спорта, туризма и молодежной политики. Но, по многочисленным свидетельствам, лагерь был именно «нашистским»: если не формально, то по духу. Начать с того, что контракт на сумму 76 млн рублей, предусматривавший создание инфраструктуры лагеря «Селигер», достался фонду «Молодежная политика 2020», организованному двумя бывшими комиссарами «Наших». Контракт они выиграли почти по конкурсу: на него была подана заявка от еще одной организации, которая – вот незадача! – совершенно случайно забыла внести залог. А потому заявку и отклонили.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО интересны также свидетельства участников форума (или тех, кого в лагерь так и не допустили), к «Нашим» отношения не имеющих. Оказывается, «не наши» и враги из таких же «преданных партии, правительству и президенту» молодых функционеров получаются еще лучше, чем из чуждых оппозиционеров. Что ж, неудивительно: ведь именно между провластными молодежными организациями и идет конкуренция за первенство в близости к лидерам страны, а следовательно – и материальным ресурсам.
Когда член Челябинского регионального исполкома организации «Молодая гвардия «Единой России» Владимир Котельников описал в своем Живом Журнале впечатления о поездке на селигерский форум, некоторые его постоянные читатели решили, что журнал просто взломали или он перегрелся на солнце и повредился рассудком. Но нет, оказалось, что молодой «единоросс» пишет о своих вроде бы политических единомышленниках на полном серьезе.
Почему-то уверенный, что именно он и его товарищи «будущая российская и иностранная элита», он описывает, как с этой будущей элитой обращались. По его словам, неприятности начинаются уже на входе. Если ты не «нашист», у тебя есть все шансы вообще не попасть в лагерь, несмотря на имеющуюся заранее регистрацию, разрешение и т.п. Охранники хамили и оскорбляли будущую элиту; два дня, пока шли разбирательства, они жили в лесу за территорией лагеря, без палаток и нормальной еды. И таких было 500 человек. Полторы тысячи человек вообще не пустили на форум – от ворот завернули домой. Причем 1500 рублей организационного взноса им не вернули.
«Открытие каждой новой смены происходит только в фашистских – ой, опять опечатка – «нашистских» флагах, все остальные национальные флаги и флаги любых организаций запрещались. Ведущие со сцены обращаются к своим сородичам, а к остальным ребятам нет, их просто для них не существует… Вся организация лагеря основана на переслащенном патриотизме. Кругом портреты президента и премьера, по многу раз звучит гимн России, за весь день это так надоедает, что, по словам ребят из лагеря, «Блювать хочется!». Отношение «фашистов», пардон, «нашистов» к другим организациям и друзьям из-за границы, показывают их свинство, эгоизм и то, что они ничего не боятся, директор лагеря посылает очень далеко даже губернаторов, вот настолько он всемогущ. Но нет ничего вечного, и Гитлер съел капсулу с ядом», пишет молодой «единоросс» Котельников, фактически открыто объявляя «Наших» фашистами. Слова Эллы Памфиловой, из-за которых нашисты собираются судиться, на этом фоне кажутся очень сдержанными и дипломатичными.
Еще Котельников рассказывает про некоего парня, «который разведал махинации по отмывке денег руководителей лагеря». Парня этого-де во время общего сбора пригласили на большую сцену, обвинили в том, что он предатель, обманщик и вообще чужой и закидали заранее запасенными помидорами. А потом гнобили до конца смены.
Как, оказывается, легко превратиться из «борца с фашизмом» (а движение «Наши» называет себя антифашистским) чуть ли не в фашиста – по крайней мере, в глазах других людей. И провокационных голов с фальшивыми нацистскими фуражками для этого не понадобится. А абсолютная лояльность действующей власти вовсе не спасает от того, чтобы тебя объявили врагом и предателем те «соратники», кто чувствует себя «ближе к телу» и к власти.
А ведь эти ребята, пехота циничных и прожженных политиков, не китайские хунвейбины. Те хотя бы были искренними фанатиками идеи. Наши доморощенные готовы унижать и уничтожать даже друг друга – за материальные блага. И если «пехотинцы» будут когда-либо использованы в делах более серьезных, нежели насаживание пластиковых голов на колья, они не только натворят бед, но и пропадут сами – ни за грош. Точнее, как раз за те самые гроши – мелкие подачки, что отстегивали им их лидеры до поры до времени.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА. Фото brainw45h.
|