13 января 2010
(отклик на статью "Россия вперед" и Послание Федеральному Собранию от 12 ноября 2009)
Уважаемый, Дмитрий Анатольевич!
В
данном письме я попытаюсь показать, что центр инновационного развития
стремительно смещается в Китай (а в будущем и в Индию) и, что меры,
предпринимаемые вами с целью диверсификации путей развития страны, с
переориентацией на, преимущественно, инновационный путь развития не дадут эффекта
без кардинального изменения парадигмы управления российским
государством, без чего России уготована роль только лишь сырьевого
придатка к Китаю и Индии.
Поскольку данный документ читают и россияне материал будет сопровождаться некоторыми пояснениями.
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС
Уже порядка 10 - 15 лет в мире последовательно развивается глобальный кризис, причины которого:
-
Глобализация - в первую очередь, в связи с выводом всего производства
товаров народного потребления в Китай и третьи страны;
-
текущий и будущий рост спроса на сырье и энергоресурсы, а следовательно и цен на них;
-
и, как следствие, ничем и никем неограниченное применение производных финансовых инструментов
Об этом я пишу на всех форумах и в своих статьях последние 7-8 лет.
В
результате сжатия денежной массы всех валют, в период с ноября 2008 по
июль 2009, в мире было ограничено применение производных финансовых
инструментов (деривативов), объем операций по которым в 2008 году
достиг 500 триллионов долларов.
Тем не менее, как и следовало ожидать, устранение необходимости
применения финансовых инструментов нисколько не влияет на причины
глобального кризиса, который только усугубляется, вследствие, прежде
всего, отсутствия производства народного потребления, практически, во
всех развитых странах и России и продолжающегося роста спроса на сырье
и энергоресурсы и, как следствие, уменьшения количества секторов
занятости населения.,
Пояснение для россиян:
В
результате вывода, в рамках парадигмы "Золотого миллиарда",
производства товаров народного потребления в Китай и третьи страны в
США и развитых Европейских странах, помимо стратегических отраслей,
осталось, в основном, только производство услуг - банковских,
медицинских, юридических.
Это произошло потому, что китайцы просто
следовали основному закону бизнеса - "Устрани Посредника",
последовательно вытесняя американцев и европейцев из своей страны и
захватывая рынки сбыта в самих США и Европейских странах.
Действительно, зачем работать на американца, Смита, получая мизерную
зарплату, когда можно купить идентичное оборудование, выпускать затем
идентичные изделия и продавать их на территории США и Европейских
государств самостоятельно без всяких посредников, присваивая всю
прибыль себе!
При этом, в
условиях развитых систем коммуникаций, китайцы и индусы все чаще и чаще
вторгаются уже и в сферы услуг стран "Золотого миллиарда", выполняя те
же самые работы за плату в 10 - 100 раз меньшую!
Дошло до того, что Поднебесная, для подавления конкурентов в секторе
автомобилестроения предполагает уже использовать и свою армию, с
заработной платой в 50 - 60 раз меньше, чем в американских компаниях, в
то время как General Motors, Ford и Daimler Chrysler тратят до $65 в час, в том числе на медицинское страхование. Т.е. китайцы, с целью подавления конкурентов используют государственный ресурс!
Потеряв
производство в своих странах, а с ним и рабочие места американцы и
европейцы вынуждены были сосредоточиться, преимущественно, на
финансовых инструментах, эмитируя под них огромное количество ничем не
обеспеченных долларов, что и привело к текущему финансовому кризису,
который является лишь следствием глобального кризиса.
Приостановка
механизма выпуска ничем не обеспеченных долларов лишь обнажила проблему
занятости населения вследствие глобального кризиса. Прекращение с июля
2009 сжатия денежной массы основной валюты - доллара привело к росту
цен на энергоносители, сырье и весь спектр товаров народного
потребления, при отсутствии рабочих мест, которые "умные" капиталисты США и Европы перевели в Китай.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИЗ США И ЕВРОПЫ В КИТАЙ И ИНДИЮ
Как известно любой товар, появляющийся на рынке проходит, в основном, один и тот же цикл:
-
инновационный:
-
возникновение идеи, конкурирующей с другими идеями
-
програботка идеи до уровня представления для финансирования
-
составление бизнес - плана с точным расчетом сроков окупаемости проекта
-
финансирование проекта
-
производственный процесс
-
реализация изделий, с отслеживанием реакции покупателей по каналам обратной связи
-
по результатам реакции покупателей производится либо улучшение
характеристик изделий, либо создание новых с возвратом к пункту 1.
Конечная цель цепочки 1-4 одна - реализация товара покупателю, в рамках соответствия предложения (товара) спросу покупателя.
В связи с развернувшейся на просторах Рунета увлекательной дискуссии об
инновациях, я хотел бы вернуть ее участников к основному вопросу, ради
чего собственно и нужны инновации - к соответствию характеристик предложенного товара спросу (или проще, рожденное в муках новшество должно продаваться и не в штучном количестве, а серийно).
В противном случае, процесс производства будет прекращен, вследствие
невозможности платить зарплату, закупать сырье и т.д., с вопросом в
остатке - "А за что собственно говоря боролись?"
Основными характеристиками, определяющими спрос того или иного изделия является:
-
себестоимость изготовления изделия
-
качественные характеристики изделия.
При
равных качественных характеристиках изделия выигрывает страна
(компания) продукция которой дешевле. При равной стоимости сырья и
энергии, продукция дешевле у того у кого наименьшая распределенная на одно изделие стоимость рабочей силы. А это Китай и третьи страны.
Соответственно, для обеспечения спроса своих товаров (тривиальной продажи) у России имеется только 2 пути:
-
уменьшение себестоимости изделия до величины меньше китайской
-
улучшение качественных характеристик изделия
Уменьшение себестоимости изделий до величины меньше китайской
Уменьшение
себестоимости изделия возможно только путем уменьшения накладных
расходов при изготовлении продукта, а это уменьшение стоимости рабочей
силы - зарплаты россиян (ничего себе перспектива), либо уменьшение
энергозатрат и стоимости сырья (как финансист я мог бы упомянуть и
множество других расходов).
Уменьшение
зарплаты россиян до уровня китайских рабочих, на практике, трудно
представить - в пределе это может быть использование в качестве рабочей
силы армии.
Также трудно представить и перевод россиянами всего производства в
Багладеш - в этом случае самим россиянам ввиду отсутствия производства
всем придется переквалифицироваться в бизнесменов, с эксплуатацией
исключительно бедных африканцев - новый "золотой стомиллионник", но в
России.
И
уже представляется развернувшаяся в мире конкуренция за африканскую
рабочую силу, что по законам рынка приведет к увеличению средней
зарплаты по всему Африканскому континенту, однако и до этого,
неожиданно для всех станет ясно, что прибыли от продажи одинакового
количества изделий изготовленных в Багладеш будет достаточно для
китайских бизнесменов чего не скажешь о россиянах.
В
итоге конкурировать с Китаем окажется возможным лишь при использовании
армии, в качестве рабочей силы, что вовсе не является фантастическим
сюжетом (см. пример приведенный ранее). Тем не менее, и в этом случае
на прилавках, возможно, окажется в 10 раз больше товаров китайских,
нежели российских, в силу того, что их (китайцев) просто числом больше.
Я уж не говорю, что этот сюжет очень похож на трудовые лагеря 30-х
годов.
Улучшение качественных характеристик изделий
Как известно, "умные" капиталисты Запада напрочь забыли основной закон бизнеса - "Обойди Посредника".
В случае России посредники - это российские предприятия, долженствующие
производить новую продукцию, будут элементарно обойдены китайцами и не
только ими путем простого копирования образца чем собственно говоря и
занимались предприятия СССР все 70 лет Советской власти, кстати при
количестве высокограмотных инженеров много больше чем сейчас.
Это
настолько тривиальная истина, что о ней можно было бы и не упоминать
вовсе, если бы россияне не делали и второй ошибки, обсуждая идеи в
Интернете (!). Дело в том, что в изобретательстве идея - это собственно
говоря 90% новации. Именно поэтому изобретателей и генераторов идей
еденицы в любом обществе. Обсуждая новые идеи на Интернете изобретатели
бесплатно отдают их в чужие руки, вполне возможно в другую страну.
Суммарно, все вышесказанное означает, что сохранение в тайне технологии
достижения новых качественных характеристик изделий - УТОПИЯ!
И уж совершенно мне непонятно какое отношение к уменьшению
себестоимости производимой продукции и решению проблемы "Обойди
посредника" - копирования образцов и идей имеет различного рода
инфраструктура - футурополюсы и прочая билиберда, напоминающая
уменьшенную копию Зеленограда и закрытых зон.
Перемещение центра инновационного развития из США и Европы в Китай и Индию.
Давайте еще раз рассмотрим цепочку от идеи до продажи товара:
-
инновационный процесс:
-
возникновение идеи, конкурирующей с другими идеми
-
програботка идеи до уровня представления для финансирования
-
составление бизнес - плана с точным расчетом сроков окупаемости проекта
-
финансирование проекта
-
производственный процесс
-
реализация с отслеживанием реакции покупателей по каналам обратной связи
-
по результатам реакции покупателей производится либо улучшение характеристик изделия либо создание новых с возвратом к пункту 1.
Хорошо видно, что и инновационный и производственный процесс имеют смысл лишь при условии, в конечном итоге, реализации товара, который по себестоимости меньше китайского.
Мало
того, дополнительными условиями успешности инновационного процесса
являются каналы обратной связи изготовителя продукции с покупателями,
без чего невозможна оперативная работа по улучшению характеристик
изделия и по созданию новых.
Позиционируясь,
в настоящее время, в качестве глобальных китайские производителей
товаров народного потребления получают по каналам обратной связи
информацию о необходимости улучшения характеристик изделия в ту или
другую сторону оперативно реагируя соответствующим образом либо на
улучшение качественных характеристик продукта, либо на разработку новых
продуктов, соответствующих новым потребностям рынка.
А
это ставит китайцев в привелегированное положении и в области инноваций
тоже с тенденциями перемещения центра инноваций из США и Европы в Китай!
БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ТОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕР ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Руководству
России, как и других стран тоже необходимо понять, что при уже имеющих
место вызовах и тенденциях противостоять им можно только путем
изменения парадигмы управления страной. Время
дилетантов ушло в прошлое - разрешить эту основную задачу современности
может только симбиоз профессионалов - бизнесменов, производственников и
ученых.
На новом витке истории для России основным должен стать немного перефразированный старый еще лозунг:
КАДРЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ - РЕШАЮТ ВСЕ!
В заключение хотел бы отметить, что неприятие комплексных мер, с целью
преобразования России в индустриальную страну, а только их
декларирование в короткие, по историческим меркам, сроки превратит
Россию в сырьевой придаток как Китая, так и Европы!
http://www.world-anti-crisis.com/Analysis_sites.aspx?aid=1019